16 февраля №3 (22166)

Бюджет обнищания

В декабре 2015 года Рязанская областная Дума приняла закон «Об областном бюджете на 2016 год».

В ходе рассмотрения проекта бюджета депутаты фракции КПРФ внесли поправку по увеличению доходов и расходов областного бюджета на 300 млн рублей на выполнение, пока, проекта закона «О детях войны», внесённого второй раз на рассмотрение областной Думы 27.11.2015 года. Поправка большинством депутатов от партии «Единая Россия» была отклонена. Ими же отклонены поправки депутатов-коммунистов по выделению средств на строительство дома культуры в селе Малый Студенец Сасовского района, на строительство в городе Рязани и районных центрах детских спортивных площадок.

Депутат Г.Н. Гнускина обратила внимание на то, что в течение  семи лет Правительство области обещает финансирование строительства автомобильной дороги (объезда) вокруг города Сасово. Но на деле не выполняет наказ жителей. На 2016 г. денег на это строительство, в очередной раз, не предусмотрено.

На 2016 год доходы и расходы областного бюджета запланированы в сумме 40,5 млрд рублей. По сумме расходы бюджета 2016 году равны расходам бюджета трёх летней давности. Но расходы  в 40 млрд рублей в 2013 году это одни деньги, а расходы в 40 млрд рублей планируемые на 2016 год по стоимости значительно меньше. Высокий уровень инфляции привёл к снижению покупательной способность этих денег более чем на четверть. Значит, при исполнении бюджета 2016 года на четверть меньше будет оказано населению медицинских, образовательных и других социальных услуг. На четверть меньше будет закуплено лекарств. Снизится реальная заработная плата в бюджетной сфере.

Из года в год чиновники дают прогноз на инфляцию в 5–6 процентов, что не соответствует даже официальным статистическим данным. В 2014 году инфляция составила 13,2%. В 2015 году достигла, по данным министерства экономического развития РФ, 12%. Не меньше будет и в 2016 году. А это значит, что по существу бюджет будет дефицитным, так как запланированные средства на расходы ниже реальной потребности.

На мой взгляд, ежегодное занижение уровня инфляции при расчёте проекта бюджета делается сознательно, с целью занижения расходов.

Как следствие в 2016 году уменьшается финансирование социальных программ региона по отношению к предыдущему году. Например, финансирование подпрограммы «Старшее поколение» уменьшается в 11 раз! Подпрограммы «Доступная среда» – в 3,3 раза! Финансирование подпрограммы «Совершенствование системы лекарственного обеспечения населения» уменьшается почти в 2 раза! Подпрограмма «Создание  и развитие инфраструктуры туризма» сокращается в 28 раз! На массовый спорт предусмотрено 156,8 млн рублей, что меньше по сравнению с 2015 году в 4,9 раза. Поступят ли недостающие средства из федерального бюджета в полном объёме, это большой вопрос. Правительство РФ вышло с предложением сократить расходы федерального бюджета на 10 процентов.

То есть сбалансированность и бездефицитность бюджета 2016 года достигнута за счет сокращения расходов. С этой же целью на региональном уровне приостановлено до 1 января 2017 года действие закона «Об агропромышленном комплексе Рязанской области» в части дотаций. О каком же импортозамещении сельскохозяйственной продукции может идти речь при таком не профессиональном подходе!

Депутаты фракция КПРФ голосовали против принятия такого закона «Об областном бюджете на 2016 год». Основной причиной уменьшения расходов областного бюджета является снижение темпов роста по налоговым поступлениям, в том числе по налогу на прибыль организаций. Если в прошлые годы ежегодный прирост составлял порядка 18%, то сейчас в пределах 6%.

Это ещё и ещё раз доказывает, что основным источником наполнения бюджета является реальное производство. Однако меры, принимаемые Правительством Рязанской области в этой сфере, не дают значимых результатов, не видно поступательного развития в промышленности, отсутствует стратегия развития региона.

Но есть с кого брать пример и у кого можно поучиться. Который год эффективность инвестиционной политики демонстрирует Калужская область – она  перестала быть дотационной. А в Рязанской области уже шестой год безуспешно пытаются создать Пронскую свободную экономическую зону. Были предложения по строительству сахарного завода, но они так и не были реализованы. Введение дополнительных мощностей по производству сахара позволило бы значительно увеличить площади под посевами сахарной свеклы и решить проблему с её реализацией.

Только депутаты-коммунисты задавали вопросы, почему в прогнозе социально-экономического развития области на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов приводятся необъективные цифры? В частности, сильно занижен уровень инфляции. Предусматривается рост производства электрической энергии, увеличения доходов населения, инвестиций в основной капитал. Но практика последних трёх лет показывает, что многие планируемые показатели не выполняются. Те же инвестиции в 2015 году значительно уменьшились по сравнению с 2014 годом. В производстве электроэнергии последние годы наметилась тенденция падения а не роста. Областные чиновники ссылаются при этом на спущенную сверху методику расчёта Минфина РФ. Но такая методика заводит Рязанскую область и другие регионы в финансовый тупик. Государственный внутренний долг Рязанской области не снижается и составляет более 27 миллиардов рублей.

Снижаются реальные доходы населения. Большинство жителей области стало жить беднее. Значительная доля их доходов уходит на оплату коммунальных услуг, меньше стали покупать продуктов питания, непродовольственных товаров, лекарств. Доказательством тому является падение оборота розничной торговли в 2015 году (91,5 %).

Ссылки высоких областных чиновников в своё оправдание на сложную экономическую ситуацию в России и регионе, не состоятельны. Можно задаться вопросом, а кто создал эту сложную экономическую ситуацию? У руководства области, муниципальных образований и в областной Думе находятся, в основном, члены партии «Единая Россия». Это они от выборов к выборам обещают улучшение жизни жителей Рязанской области, но происходит всё наоборот. Они не справляются с ситуацией.

Одним из примеров в подтверждение этого вывода является рассмотрение на этом же заседании областной Думы проекта закона «О внесении изменений в закон Рязанской области «Об областном бюджете на 2015 год» инициируемого Губернатором О.И. Ковалёвым, в котором предусматривалось сокращение расходных обязательств в сумме 1 млрд 236,3 млн рублей. В том числе сокращение расходов на повышение фонда  заработной платы работникам бюджетной сферы на 123,2 млн руб., на выполнение переданных муниципальным образованиям государственных полномочий (по выполнению Указов Президента РФ в части повышения зарплаты отдельным категория работников бюджетной сферы) на 357,6 млн руб.

Миллионы рублей на выплату премий областной избирательной комиссии, Председателям Территориальных и участковых избирательных комиссий нашлись, а на повышение зарплаты работникам бюджетной сферы  денег нет.

За сокращение голосовали все присутствующие депутаты -«единороссы» (27 человек). Их даже не смутило моё выступление в защиту работников бюджетной сферы. Тех самых «бюджетников», которых на выборах в областную Думу чиновники заставляли заполнять специальные анкеты – голосовать «за порядок», «за стабильность», «за Единую Россию». И большинство из них проголосовали за кандидатов-«единороссов». Вот и получили «стабильность» в снижении зарплаты.

Только депутаты фракции КПРФ проголосовали против  сокращения расходов на зарплату.

Этот пример ещё и ещё доказывает правоту оппозиции в лице КПРФ, что депутаты от партии власти не самостоятельны при голосовании и, как правило, забывают о выполнении обещаний, наказов избирателей, данных в ходе избирательной кампании, сразу же после избрания депутатами.

Большинство представителей «Единой России» во власти отвергают разумные предложения и антикризисную программу КПРФ по выводу России из экономического кризиса. Продолжают политику решения проблем за счёт граждан. Придумывают для них, с одной стороны, всё новые и новые платежи, ограничивают пенсии, с другой стороны, ревностно оберегают сверх доходы олигархов, руководителей государственных корпораций и чиновников. В 2015 г. Правительство РФ выделило банковскому сектору один триллион рублей государственных средств, а пенсионерам решило не доплачивать пенсии.

Реализация же только некоторых пунктов программы КПРФ позволило бы увеличить федеральный бюджет в 2-3 раза и значительно пополнить региональные бюджеты. Это введение прогрессивной шкалы налогообложения на доходы физических лиц, введение государственной монополии на производство и реализацию спиртовой продукции, доходы от продажи природных ресурсов должны полностью поступать государству и служить на благо всего общества, а не отдельных коррумпированных кланов.