16 февраля №3 (22166)

Ещё раз к вопросу о капитальном ремонте домов

Депутаты Рязанской гордумы снова и снова вынуждены возвращаться к  вопросам о ходе капитального ремонта многоквартирных домов в Рязани. Проблемы в сфере ЖКХ давно стали одними из самых болезненных вопросов для населения.

В многоквартирных домах проживает большинство жителей областного центра – города Рязани. Значительная часть домов – это жилой фонд, построенный 40 и более лет назад, который с каждым днем все больше ветшает. Как ветшают и все коммуникации – трубы, проводка, лифты, другая инженерная инфраструктура.

Не сумев в течение более чем 20 лет выполнить обязательства, установленные законом «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (1991 г.) и внесенными в него в 1992 г. изменениями, согласно которым государство было обязано передавать в руки граждан жилье только после проведения капитального ремонта, либо производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда даже после приватизации жителями своих квартир, государство в 2013 году отказалось от своих прежних обязательств и переложило ответственность и материальное бремя за капитальный ремонт на граждан России.

После вступления в силу Федерального закона № 271-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ» за капитальный ремонт платят собственники помещений в многоквартирных домах. Платежи за капремонт являются обязательными. Размер ежемесячной платы в нашем регионе установлен в размере 6 рублей с квадратного метра. При этом, напомним, до 2013 г. с граждан также взималась плата на капитальный ремонт в составе квартирной платы.

Сегодня количество вопросов, возникающих по теме, связанной с проведением капитального ремонта домов, не уменьшается.

В ходе отчета заместителя генерального директора Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Рязанской области Д.В. Калачёва на заседании комитета Рязанской городской Думы по градостроительной деятельности и городскому хозяйству по вопросу «Об информации администрации города Рязани и Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Рязанской области о степени реализации программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах города Рязани в 2016 и 2017 г.г.» приводились факты несвоевременного и неудовлетворительного выполнения работ в целом ряде случаев. Есть случаи заведения уголовных дел.

При этом депутатам так и не удалось получить убедительные ответы на многие острые вопросы, касающиеся недобросовестных подрядчиков; гарантий со стороны Фонда, государственных структур, направленных на защиту интересов жителей многоквартирных домов.

Недопустимо, когда вместо ожидаемого улучшения условий проживания, снижения коммунальных платежей, прокладки новых коммуникаций жильцы областного центра сталкиваются с низким качеством работ, халатным отношением к подготовке проектной документации.

Многие жители «старых» домов справедливо не удовлетворены установленными региональной программой сроками проведения капремонта, который может состояться (или не состояться) через 10, 20 или даже 30 лет. А также тем, что для решения вопроса о переносе сроков на более ранний период собственникам (многие из которых являются пенсионерами, пожилыми людьми) необходимо пройти различные бюрократические препоны и понести дополнительные денежные затраты на экспертизу.

К сожалению, многие указанные проблемы заложены «Стратегией развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденной Правительством РФ и призванной определить основные приоритеты, среднесрочные цели и задачи государства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

По нашему мнению, в настоящей редакции она не соответствует глубине проблем в российском ЖКХ, недостаточно учитывает катастрофическое состояние жилищного и коммунального фонда, а также свидетельствует о самоустранении государства от разрешения создавшейся ситуации.

В «Стратегии…» указывается на низкое качество ЖКУ. Однако для его повышения предлагается формировать «активного и ответственного» собственника жилья. Как представляется, данные меры могут дать лишь ограниченный эффект.

К примеру, в городе Рязани из 400 многоквартирных домов, капремонт в которых Фондом осуществлялся в прошлом году, в 179 – собственники так и не провели общее собрание. И дело, главным образом, не в активности или неактивности самих жителей, а в том, что помимо обязательных платежей на капремонт, которые люди ежемесячно оплачивают, они должны еще оформлять огромное количество различных документов в случае проведения  данных собраний.

Кроме того, уход государства из сферы ЖКХ, возложение значительной части бремени по ее содержанию на население – создает риск существенного недофинансирования отрасли и нарастания в ней проблем.

Депутаты фракции КПРФ выступили и обозначили позицию нашей партии на заседании комитета и направили свои предложения, направленные на исправление ситуации.

Предложенные меры, касаются системы проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, возвращения государства в жилищно-коммунальную сферу, наведения порядка с денежными средствами, собираемыми в сфере ЖКХ, прозрачности их использования. Вот часть из них:

  1. Мы считаем, что полноценный капитальный ремонт многоквартирных домов без государственного софинансирования невозможен. Попытки провести его только за счет средств граждан обернутся деградацией жилого фонда, и в дальнейшем придется вкладывать гораздо больше средств. Наша партия неоднократно требовала и требует: основные расходы на капремонт обязано нести государство! Фракция КПРФ в Госдуме вносила альтернативный закон по капитальному ремонту, по которому государство возьмет на себя 85% всех затрат и сбор денег с населения будет вестись под конкретные работы.

В сегодняшних условиях предлагаем следующие меры:

  • установление предельного периода внесения собственниками платежей – 5 лет до фактического начала работ;
  • введение механизма возврата собственникам средств, уплаченных в качестве взноса на капитальный ремонт в случае его непроведения, несвоевременного или некачественного проведения;
  1. Принять меры по возвращению ключевых функций управляющих и ресурсоснабжающих организаций в ведение органов государственной власти и органов местного самоуправления с учреждением соответствующих государственных и муниципальных предприятий. Обеспечив при этом государственный и независимый общественный контроль за соблюдением количественных и качественных характеристик ЖКУ, предоставляемых населению, в соответствии с установленными государственными стандартами.
  2. Создание на уровне города общественного наблюдательного совета по вопросам проведения капитального ремонта многоквартирных домов, с включением в него представителей всех парламентских партий, а также независимых экспертов.
  3. Принять меры по обязательному индексированию средств на счетах «Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Рязанской области» в размере не ниже ключевой ставки Центробанка.