16 февраля №3 (22166)

Они ушли в легенду…

Эх! Война. Война. Война.
Что же ты наделала?!
Меня, младого пацана,
инвалидом сделала.

Почти два года разносились такого типа песни и днём, и вечером там, где собирались участники войны. Да, им досталось пройти такое, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Но жизнь диктует своё. Никакие уговоры на них не действовали. Жёны и матери вынесли им ультиматум. Либо вы прекращаете свои сходки: либо собирайте свои ордена и уходите за околицу и там стройте себе землянки и продолжайте свои встречи.

И эти слова в конце концов подействовали. Всё чаще во дворах стали раздаваться удары топора, молотка, звон пилы. Колхозные дворы, крыши, которые во время войны зияли дырами, так как доярки снимали солому и кормили скотину, стали ремонтироваться. В зимнее время потянулись подводы и сани с лесом.

Вышло постановление правительства о выделении участникам войны пиломатериалов на устройство жилья. Многие воспользовались этим и построили себе новые дома и дворы. Данное постановление распространялось и на погибших воинов, чем и воспользовалась мама погибшего сына Индеева Ивана Дмитриевича, 1925 года рождения, уроженца села Шевали-Майдан, Сасовского района Рязанской области. 12 января 1943 года по возрасту он был призван на военную службу и направлен в 52-й кавалерийский полк 14-й Гвардейской дивизии. Часть, куда он попал служить, уже находилась в боях. Освобождая Украину от фашистских захватчиков в бою под Черниговом, освобождая село Макишин, в 1943 году, в сентябре месяце, он был тяжело ранен, помещён во временно организованный в школе госпиталь. Ранение не давало возможности перевезти его в полевой госпиталь. Умер 21 сентября 1943 года. Всего в школе было госпитализировано 37 бойцов, которых нельзя было транспортировать. В итоге все они умерли и были захоронены в одной общей братской могиле на пришкольном дворе. В дальнейшем сделали ограду и установили памятник. Извещение о смерти, в просторечии «похоронка», из части пришло.

В 1975 году из школы села пионеры отряда имени Олега Кошевого прислали письмо и описание, как проходило освобождение села. Евдокии Васильевне очень хотелось побывать на могиле сына, но одна она боялась ехать, сердце могло не выдержать встречи с сыном. Дети не имели возможности её сопроводить. В дальнейшем, выйдя на пенсию, дети предложили сопроводить её, но получили ответ: «ТУДА Я ПОЕДУ САМА, А ОТТУДА ПРИДЁТСЯ МЕНЯ ВАМ  ВЕЗТИ».

Так и не удалось маме навестить могилу сына. Старший внук выполнил пожелание бабушки. Побывал на могиле своего дяди. Отвёз горсть земли, взятую с участка, где он проживал, высыпал на могилу, а с его могилы взял землю и привёз на могилу его мамы, Евдокии Васильевны. Так они воссоединились.

А ведь в этой войне она потеряла и мужа, который пропал без вести в сентябре 1941 года. Впоследствии он был найден в списках погибших и захороненных.

Такова судьба представителей простой русской семьи из Сасовского района, принимавших участие в защите нашей Родины. Одних из тех, чьи портреты теперь несут 9 мая в составе «Бессмертного полка».