16 февраля №3 (22166)

Управлять муниципальной собственностью надо эффективно

На прошедшем на минувшей неделе заседании Рязанской городской Думы одним из вопросов повестки дня были рассмотрены отчёты муниципальных предприятий города Рязани и информация об их финансово-хозяйственной деятельности за 2016 год.

Этот вопрос имеет большое значение. Опыт последних лет показал, что частное предпринимательство самостоятельно не способно вывести экономику из кризиса. Не оправдались надежды на саморегулирующую силу рынка, а также на помощь извне. В современной социально-экономической ситуации муниципальные предприятия призваны играть важную стабилизирующую роль в решении социально-экономических проблем территориального развития, выступать в качестве рычага воздействия на экономику в целом.

Как обстоят дела в нашем городе?

Конечно, радует тот факт, что такое стратегическое муниципальное предприятие, как «Водоканал города Рязани» по итогам прошлого года снова вышло в разряд прибыльных. Это выбивает козыри из рук неуемных желающих передать его в частные руки концессионера.

Но в целом ситуация тревожная.

Для начала – число действующих муниципальных предприятий за прошлый год снова уменьшилось с 19 до 17. Это, к сожалению, устойчивая тенденция в течение всех последних лет.

Перечень «вылетающих» предприятий наглядно демонстрирует дальнейший уход государства, муниципальной власти из сферы ЖКХ и благоустройства. Отправлены на ликвидацию несколько муниципальных ЖЭУ, МУП «Сантехмонтаж». Схожая судьба постигла МУП «Специализированная автобаза по уборке города Рязани». При этом обслуживание жителей в этих сферах лучше явно не становится.

Рассмотрим несколько конкретных показателей работы действующих муниципальных предприятий за прошлый год.

Так, для стабильно работающих муниципальных предприятий распоряжением администрации г.Рязани установлены размеры отчислений части прибыли (по итогам предыдущего года) от использования муниципального имущества. И если в 2014 и 2015 годах ими были перечислены в городской бюджет 33,8 млн и 37,06 млн рублей соответственно, то уже второй год подряд эта цифра оказывается на уровне 8 млн.

Совокупный финансовый результат муниципальных предприятий города второй год подряд отрицательный.

Всё это, на мой взгляд, свидетельствует о явно недостаточной эффективности управления муниципальной собственностью в сфере управления муниципальными предприятиями. В частности, о недостатке объёмов финансирования для реализации инвестиционных программ, направленных на модернизацию производственных мощностей.

Не лучшим образом сложилась ситуация на таком социально значимом предприятии, как «Детское питание», где среднемесячные выплаты за прошлый год составили 15,3 тысячи рублей. Это сильно диссонирует с показателями других городских предприятий. Напомним, что, по официальным данным, администрации города среднемесячная начисленная заработная плата в организациях города в 2016 году составила 33 347,5 рубля. А если вычесть подоходный налог и учесть, что среднее значение вычисляется с учётом значительно более высоких доходов руководящего звена, то картина становится ещё печальнее. Объяснение же представителей администрации, что-де работают там, в основном, повара – не очень убедительно: объясняет, почему они должны получать гораздо меньше остальных.

На резонно возникшие вопросы о сложившейся ситуации и о мерах, предпринимаемых и планируемых администрацией города по её исправлению, вразумительного ответа не последовало. Было заметно, что к отчёту, как к таковому, представители администрации просто не были готовы. Наверное, думали, что это лишь ещё один «технический вопрос».

Такой отчёт и такое положение дел не может нас устраивать. Поэтому наша фракция не голосовала за его утверждение.