16 февраля №3 (22166)

Дышать и жить чисто

Практически каждого человека волнуют качество продуктов питания, воды, состояние окружающей среды. С экранов идёт немало «разоблачительных» материалов о нарушениях в торговых сетях, о суррогатных алкогольных напитках, поддельных и просроченных лекарствах, продуктах…

И корень зла, считаю, по большому счёту, в рыночной системе, когда для производителей главное – прибыль, прибыль любой ценой, а государство нередко устраняется, бездействует там, где должно было бы стоять на страже здоровья и благополучия своих граждан.

Если, вооружившись лупой, прочитать этикетки, потребовав сертификат соответствия на пищевые товары, чтобы можно было выбрать то или иное менее вредное яство, то воздух, которым дышим, не имеет доступной альтернативы.

В нашем городе остро стоит вопрос с атмосферными вредными выбросами, особенно в Октябрьском районе. Уровень загрязнения признается как ВЫСОКИЙ. По данным Рязанского ЦГМС, в Рязани по сравнению со средним значением по России уровень загрязнений воздуха в максимальных значениях в предельно допустимых концентрациях выше по сероуглероду (соответственно 2,0 – 7,9), формальдегиду (1,6 – 1,9), взвешенным веществам (1,95 – 2,6), фенолу (1,8 – 3,5). И среднегодовые показатели по вредным газообразным примесям имеют тенденцию к росту.

Снижение среднегодовых концентраций по бензопирену, фенолу, оксиду углерода еще не повод успокаиваться: нередко это связано лишь с послаблением санитарно-гигиенических нормативов. По таким ярким представителям таблицы Менделеева, как никель, медь, хром, цинк, железо, кривая растет…

Химические запахи особенно чувствуются в промышленной зоне, в частности, в посёлках Строитель и Соколовка, в подветренном микрорайоне Дашково-Песочня.

Экологическая общественность связывает атмосферные выбросы с плохим состоянием очистных сооружений нефтезавода. Когда-то коллектор, вбирающий городские и промышленные стоки НПЗ, был революционным прорывом в экологии, прогрессивной идеей начальника водоканала И.В. Татанова и реализованной под руководством главы города Н.Н. Чумаковой.

Но сегодня вопрос стоит так, что впору вновь разделяться, ведь иначе юридически спросить с законного «хозяина» зловоний не представляется возможным. Выявление «загрязнителей» даст возможность, например, обязать подобные предприятия иметь на своих территориях постоянные посты контроля состояния воздуха – с автоматической выгрузкой показаний в Интернет, принять законные меры ответственности.

Улучшить воздушную атмосферу в городе поможет перевод общественного транспорта на природный газ (автобусы, маршрутные такси). Такие действия надо поощрять, вводить стимулирующие меры, упрощать административные процедуры оформления.

Раз упомянули о воде, то поддерживаю предложения активистов-экологов о переводе населения на артезианские скважины (с водоподготовкой), а предприятия – на окскую воду.

И ещё. Недавно на Куйбышевском шоссе города спилили не один десяток деревьев, и не тополей, а роскошных лип, стоящих вдоль автомагистрали у бывшего домостроительного комбината – идёт прокладка подземной трассы. Если это и оправдано, то логично обязать заказчика или подрядчика восстановить зелёные насаждения и при вырубке одного ствола в городе сажать столько деревьев, сколько на срубленном дереве веток диаметром 5 см.

Можно предложить меры экономического воздействия на повышение заинтересованности хозяйствующих субъектов в вопросах экологии. Например, введение льготных налоговых режимов для предприятий, занимающихся приёмом и переработкой отходов, господдержка малого и среднего бизнеса, действующего в этой сфере.

Акции протеста, коллективные письма в адрес региональных властей и другие вышестоящие инстанции имеют свой резонанс. Объединение усилий специалистов, партийного актива, общественности, контроль за экологической ситуацией – это тот путь, который будет способствовать решению проблем. А в сфере улучшения экологической ситуации предстоит сделать немало.