16 февраля №3 (22166)

История одного наступления

Слово «наступление» относится к медленному, методичному «закручиванию гаек» со стороны «наших дорогих» властей в отношении населения, дабы жизнь оному не казалась мёдом. А в качестве идей всего заголовка мне пришло в голову позаимствовать почти под копирку название известного советского мультика «История одного преступления».

Вообще-то российские «народные слуги» ведут своё наступление на этот самый народ сразу по множеству направлений. Я же в качестве иллюстрации к вышесказанному попытаюсь разобрать только одно маленькое, но весьма показательное явление нынешнего российского бытия.

 

…Льготный проезд в городском и в пригородном транспорте. Многие из нас, возможно, уже и забыли всю диалектику «прогресса» в этом немаловажном для многих россиян вопросе. А вот мне самому отчего-то захотелось фиксировать в голове все фазы этого с виду незаметного для глаз «развития», все этапы «новейшей льготной истории». Для чего мне всё это – спросите вы? Да сам не знаю. Возможно, для того, чтобы подобно небезызвестному ильфо-петровскому персонажу заявить: «Товарищи, у меня все ходы записаны!» Так или иначе, но в загашнике моём кое-что на этот счет припасено! Чем и спешу с вами поделиться…

Начну с принципиального, с узлового, как мне представляется, момента, когда поднятой мною проблемы ещё вообще не существовало. Льготные категории населения (пенсионеры, ветераны, инвалиды, военнослужащие, школьники) имели неотъемлемое право на БЕСПЛАТНЫЙ проезд. Более того, не было надобности ни в каких дополнительных «ксивах». Пенсионная книжка, удостоверение ветерана, ВТЭКовская справка, военный билет… Короче, кто чем располагает – то и предъявляет. И никаких проблем! Но, к сожалению, такая картина нравилась далеко не всем чиновникам на разных этажах буржуазной власти. Уж больно всё это, на их взгляд, было жирно! Не по Сеньке дескать, шапка! Так проникло в наше сознание проклятое слово МОНЕТИЗАЦИЯ (фактически постепенная отмена) льгот. И пошло-поехало!

Первыми, с кем разобрались власти, стали военные. Их вообще лишили льготного проезда. Легко, просто, спокойно и душевно! Отобрали у них и множество других льгот, перечислять которые не буду из соображений экономии газетной площади. Посему сразу же перехожу к сугубо штатским потенциальным пассажирам. С ними, в отличие от служивых обошлись гораздо деликатнее. Для начала назначили «чисто символические» расценки на проезд, регулярно повышая их таким образом, чтобы людской гнев не выплёскивался на улицы. Дальше – больше. Разделили проездные документы и ворох справок для их получения на железнодорожные и автобусные. Пусть народ помучается в очередях! Надо его постоянно держать «в теле», а то, чего доброго, зазнается и потеряет форму! Ассортимент справок и «методику» их получения также меняли, причём не единожды.

А теперь оставим в покое электрички (там всё вроде мало-помалу «устаканилось») и перейдём к автобусам-троллейбусам. Здесь давно идёт (и конца ей, похоже, не видно) грандиозная эпопея «оптимизации». Вспомним, как это было… Сначала единые проездные билеты разделили на городские и пригородные и заставили нас отдельно платить за каждое удовольствие! Всё это делалось одновременно с «лёгким, ненавязчивым» повышением тарифов на проезд. Правда, оставалась пока для льготников одна поблажка. Проездные действовали на всех автобусных маршрутах области. Но и это «безобразие» власти скоренько пресекли. С давних пор нам теперь приходится пользоваться льготами на выбор – исключительно на одном, единственном направлении. Либо заборьевском, либо шиловском, либо спасском. Словом, катайся до своего, к примеру, Рыбного и больше никуда не могу!

Отдельно хочется сказать о внедрении в пассажирообслуживание электронных пластиковых карт. Слов нет, пользоваться ими гораздо проще, удобнее и дешевле, чем каждый раз выписывать на новый месяц бумажные проездные, которые потом выбрасываются. Но, сдаётся мне, что ввод их обусловлен не только этими благими намерениями. Не дают покоя мысли о том, что вся эта электроника есть лишь переходный этап к ограничению числа льготных поездок. Хорошо, если я ошибаюсь. А вдруг…

И последнее. Всем вышеназванным этапам «модернизации» пассажирских перевозок мы могли в своё время активно помешать, если бы на каждый из них реагировали массовыми протестными акциями. К сожалению, этого не произошло. Но у нас с вами есть ещё и возможность, и время исправиться. Ведь изощрённые эксперименты властей над народом, отнюдь, не закончились и планы их, по-видимому, далеко не иссякли. Одно повышение пенсионного возраста чего стоит!  Так неужели и дальше будем молча, покорно встречать все поползновения чиновников на наши права?