16 февраля №3 (22166)

Подготовка большевиков в канун Октября к вооружённому восстанию

Восстание, чтобы быть успешным, должно опираться,

во-первых, не на заговор, не на партию, а на передовой класс.

Это во-первых. Восстание должно опираться на революционный подъём народа.

Это во-вторых. Восстание должно опираться на такой переломный пункт в истории нарастающей революции,

когда активность передовых рядов народа наибольшая,

когда всего сильнее колебания в рядах врагов и в рядах слабых половинчатых друзей революции. Это в-третьих.

В.И. Ленин

 

Партия большевиков тщательно обдумывала и взвешивала все возможности осуществления вооружённого восстания. Но не исключался и мирный путь развития революции. Обстановка была настоятельно непредсказуемой, нестабильной, могла так резко измениться, что возможен был возврат к старой тактике. Так и произошло. Разгром корниловского заговора качнул маятник мелкобуржуазных партий от буржуазии в сторону пролетариата. Вновь сложились условия для борьбы за победу социалистической революции, не применяя вооружённой силы. Но это могло произойти при одном условии: отстранение от власти буржуазного Временного правительства и взятия власти Советами, т.е. фактически меньшевиками, которых было большинство, и эсерами. В начале сентября 1917 года Советы могли сделать это ещё увереннее, чем во время апрельского и июньского кризисов. Всё зависело от воли мелкобуржуазных партий. Оценив обстановку, В.И. Ленин предложил им пойти на добровольный компромисс с большевиками. Но эсеры и меньшевики не использовали данный им историей последний шанс на мирное развитие революции и не пошли на компромисс.

Во вновь созданном коалиционным правительстве число министров от социалистов было почти вдвое больше, чем от буржуазии. Но суть его осталась прежней – буржуазной. В условиях развивающегося общенационального кризиса большевики усилили подготовку к вооружённому восстанию. В работе «Грозящая катастрофа и как с ней бороться», в письмах о восстании направленных в ЦК большевистской партии, В.И. Ленин развивает марксистское учение о восстании, как науке и искусстве. В стране нарастало массовое, небывалое возмущение рабочих, участились восстания крестьян, выступления угнетённых национальностей. Открыто выражалось всевозрастающее недовольство армии. Верховная власть слабела с каждым днём. Партия большевиков разрабатывает практические меры по подготовке восстания – его план, распределение сил, конкретные сроки проведения. В связи с этим перед большевиками встал ряд проблем огромной теоретической и практической значимости. Прежде всего это соотношение легальных, конституционных форм борьбы с сугубо революционными, не предусмотренными никакими правилами и законами, диктуемыми только интересами рабочего класса, его партии, задачами самой пролетарской революции. Буржуазия, едва придя в себя от сокрушительного провала корниловской авантюры, принялась за подготовку нового, ещё более крупного заговора, который Ленин назвал «второй корниловщиной» (Ленин В.И. Полн.собр.соч. Т.34, с.406).  В нём ещё теснее, чем прежде, сомкнулись все враги социалистической революции – партия кадетов, Временное правительство, реакционная военщина, правые эсеры и меньшевики, международный империализм. Став не только главой правительства, но и Верховным главнокомандующим, Керенский, уже в начале сентября пытался реализовать корниловский план расправы с рабочими и солдатами столицы. Его крайне напугала большевизация Петроградского Совета. По его приказу части корниловского 3-го конного корпуса сосредоточились на ближних подступах к столице. Одновременно в боевую готовность приводились юнкера и «ударные» батальоны. В то время, как массы трудящихся всё более решительно требовали отставки контрреволюционного правительства и передачи власти Советам, это правительство ускоряло подготовку новой корниловщины. Состоявшееся в середине октября в Москве второе совещание так называемых «общественных деятелей» и X съезд партии кадетов конкретизировали программу его действий. Они потребовали немедленного установления в стране «твёрдой единой власти» (т.е. военной диктатуры), объявление на военном положении районов активного революционного движения, упразднения Советов и комитетов, ограждения армии от политики, подчинения её «самому дисциплинарному режиму» и продолжения войны до победного конца. К реализации этой программы всё более активно подключался международный империализм. Международная империалистическая реакция вела поиск путей к сепаратному миру с Германией за счёт России в целях военного подавления российской революции.

В этот грозный момент Ленин, большевики неустанно разъясняли, что в борьбе с революцией буржуазия, не колеблясь, предаст Родину и пойдёт на самые подлые сделки с её врагами ради сохранения своего господства. Разоблачая приготовления заговорщиков к сдаче немцам Петрограда, В.И. Ленин писал: «…Корниловские генералы и офицеры, оставаясь у власти несомненно откроют фронт немцам умышленно, как они сделали с Галицией и Ригой». (Ленин В.И. Полн.собр.соч. Т.34, с.231).

Вторая корниловщина, как и первая, характеризовалась отчаянными попытками реакции овладеть армией и использовать её для подавления революции. Однако вся эта затея против революции имела в октябре 1917 года ещё меньше шансов на успех, чем в августе. Перевес сил революции становился подавляющим, а положение ещё более безнадёжным. «Вторая корниловщина» быстро шла к своему бесславному концу. Борьба против «второй корниловщины» перерастала в подготовку вооружённого восстания против власти буржуазии. Таким образом, лагерь революции и лагерь контрреволюции подошли к своему решающему сражению.

В написанной в конце сентября – 1 октября работе «Удержат ли большевики государственную власть?» В.И. Ленин развивает и обосновывает проблему большинства в революции. Раньше она ни теоретически, ни практически партией не ставилась. Впервые Ленин сформулировал её в середине сентября 1917 года. Вопрос большинства с особой остротой встал в октябре, когда члены ЦК РСДРП (б) 10 и 16 октября принимали решение о сроках вооружённого восстания. Как известно, Каменев и Зиновьев выступили против захвата власти партией пролетариата. Свою позицию они мотивировали в основном тем, что большевики не имели поддержки большинства населения страны. Ущербность в построении оппортунистов вытекала из сведений о результатах выборов в городские органы самоуправления. Оппортунисты не поняли главной сути учения марксизма-ленинизма об условиях завоевания власти пролетариатом и его политическим авангардом – партией большевиков. Вопрос о власти в социалистической революции решается не механическим голосованием всего населения, всех классов, а соотношением реальных сил пролетарской революции и его антипода – буржуазной контрреволюции активным революционным или активным контрреволюционным большинством. Но Зиновьев и Каменев, как известно, встали на путь предательства пролетарской революции. Они разболтали в меньшевистской газете сроки восстания. Ленин заклеймил их как штрейкбрехеров. Железная выдержка вождя партии большевиков, его непоколебимая уверенность в необходимости восстания теперь немедленно благотворно действовали на всех. Документы свидетельствуют о том, что именно благодаря настоянию Ленина восстание в Петрограде началось в самое благоприятное для революции время, когда растерянность в правительстве и в поддержавших его партиях была наивысшей, когда верхи действительно не могли уже больше управлять по-старому, а народ терпеть такое правительство дальше, когда колебания и мечтания в мелкобуржуазных партиях, поддержкой которых только и держалась буржуазная власть, достигла наивысшего предела, когда революционное большинство не только созрело для последней решительной схватки с капиталом, но и настоятельно требовало боя. В Рязанской губернии, как и во всей стране, отмечались в эти переломные месяцы небывалая острота классовых противоречий и невиданный рост активности масс. В конце сентября забастовали рязанские железнодорожники. В октябре включились в активную борьбу рабочие Рязани, Касимова и других городов.

Исходя из указаний партии, из решений Центрального Комитета от 10 и 16 октября, местные большевики принимали меры к созданию сил, способных пойти на вооружённое восстание. Ещё 8 сентября 1917 года Рязанский Совет рабочих депутатов по предложению С.П. Середы принял решение об организации отрядов Красной гвардии. (ГАРО, ф.р. – 3021, оп.1, д.1, л.163). В октябре происходили отбор и подготовка боевых сил из частей гарнизона. Боевые группы создавались и в других пунктах губернии. Большевики приводили в предоктябрьские дни в боевой порядок силы всех своих организаций. Важную роль в этом сыграл губернский съезд большевиков, нацеливший рязанских большевиков на решение назревших политических задач. Не дремали и силы контрреволюции, но было уже ясно, что дни «хозяев губернии» сочтены.