16 февраля №3 (22166)

Современная молодёжь о Великом Октябре

Революционный держите шаг!
А.Блок

Завершился конкурс сочинений «Великий Октябрь – путь к новой жизни», объявленный бюро комитета Рязанского областного отделения КПРФ в честь столетия Великой Октябрьской социалистической революции.  С большим волнением ожидали мы работы ребят: сколько будет участников, как воспримут тему, что напишут…

Уж очень значительна дата и важна тема. Со школьной скамьи мы учились любить Родину, уважать человека труда, сострадать угнетённым. Завоевания революции, Советской власти наши отцы и деды отстояли в годы войны, построили великую Державу. Мы гордились огромными достижениями своей страны, старались быть достойными славных предшественников… Нет, не должна прерваться связь поколений, не убить в нашем народе светлые мечты и идеи, чувство справедливости!

Но вот откликнулись студенты вузов, учащиеся колледжей и общеобразовательных школ. Пришлось даже вносить изменения в Положение о конкурсе и подводить итоги по возрастным группам, чтобы отметить как можно больше ребят.

Как оказалось, участники собрали большой материал о революционных событиях в Петрограде, в своем крае, использовали  художественную литературу, фотоиллюстрации, обращались к судьбе своих родственников…

Жюри отмечает высокий содержательный уровень работ, неравнодушие к отечественной истории, а зачастую – явную приверженность идеям Октября.

«Несмотря на то, что прошло уже 100 лет со времени социалистической революции, до сих пор не умолкают споры о правильности выбора Россией пути развития в октябре 1917 года. Её загадки до сих пор будоражат наши умы и заставляют подолгу работать с архивным материалом, изучать и анализировать события…», – такое вступление делает к своей работе (кстати, одной из самых грамотных с точки зрения правописания) ученица 10 класса Шиловской СОШ №1 Марина Коровина(I место среди 10–11 классов) и ставит себе задачу разобраться с позиции современной молодёжи в этом непростом вопросе.

Надо подчеркнуть, что школьница не прошла мимо того факта, что возможность МИРНОГО пути передачи власти Советам была сорвана предательством меньшевиков и эсеров в июле семнадцатого, а в сентябре, после корниловского мятежа, большевики одержали победу на очередных перевыборах в Советы во многих регионах. Шиловское сочинение передаёт катастрофическую ситуацию, в которой оказалась страна и  народ осенью 1917 года. Вот почему большевистские лозунги «Долой войну!», «Фабрики – рабочим!», «Землю – крестьянам!» были поддержаны повсеместно. То, что есть  сегодня в России – расслоение общества, владение недрами земли кучкой богачей, трудности в получении бесплатного высшего образования и безработица, сложное международное положение страны беспокоит старшеклассницу. Ведь «…мне жить в этой стране, работать, растить детей. Хотелось бы быть защищённой, свободной и счастливой».

«Мир хижинам, война – дворцам!» – эти лаконичные слова, написанные на знамени Глядковской группы РСДРП(б) Сасовской волости помнятся многим посетителям Рязанского краеведческого музея. Целое исследование об установлении Советской власти на своей малой родине провёл Ярослав Чернышов, ученик 8 класса Сасовской средней школы №1(I место среди 7–9 кл.). Автор одной из самых крупных работ, поступивших на конкурс, подробно описывает положение крестьян, железнодорожных рабочих, их антибуржуазные настроения накануне революции, показывает земляков – организаторов борьбы за власть Советов на родной земле – К.В. Островитянова, И.А. Холопова, рабочего-большевика, секретаря уездного комитета РКП(б), первого председателя ревкома и Совета рабочих и крестьянских депутатов А.Н. Янина. Читая эти краеведческие материалы, ещё раз убеждаешься в назревших объективных причинах  свержения царизма и буржуазного Временного правительства, правильности политики партии во главе с В.И. Лениным, которая отвечала чаяниям абсолютного большинства населения.

Будущий учитель начальных классов Татьяна Породкина (I место среди учащихся среднего профессионального образования) рассказала о своём знаменитом захаровском земляке Г.В. Елине. Именно он, председатель большевистской ячейки бронедивизиона, привёл на площадь Финляндского вокзала Петрограда автомобильный отряд из двух броневиков, легковой и грузовой машин для встречи В.И. Ленина в апреле 1917 года. Один из броневиков стал трибуной для выступления Ильича со знаменитыми Апрельскими тезисами. Село Захарово-2 Указом Президиума Верховного Совета РСФСР в 1966 году переименовано в село Елино.

«Великий Октябрь в судьбе моей семьи…» – эта номинация даёт возможность раскрыться учащимся как рассказчикам, позволяет выразить личностное отношение к событиям, ведь такой материал не «скачаешь» с Интернета и не позаимствуешь у краеведов.

В этом плане нельзя удержаться от повторного упоминания сочинения Марины Коровиной, которая во второй части сочинения вспомнила прабабушку Евдокию Андреевну Коровину, попавшую с семьёй под раскулачивание, но не державшую зла на советское государство, ведь она, её дети многое и получили в своё время: бесплатное образование, жильё, работу, и все были счастливы. «Моей семье и мне уничтожение Советской власти и развал Советского Союза представляется большой потерей», – сожалеет школьница.

В.Д. Калинкин, ветеран Великой Отечественной войны, организатор колхоза в родном спасском селе, был непосредственным участником событий октября 1917 года. Более того, он в составе отряда путиловских рабочих охранял Смольный и видел В.И. Ленина! «Про таких людей, как он, не пишут в учебниках, но именно они, простые рабочие и крестьяне, скромные труженики, делали революцию, строили могучее Советское государство. В год юбилея Великого Октября важно вспомнить о достойных представителях старшего поколения, о том, как они трудились, боролись, любили…», – захватывающе рассказывает о судьбе своего родственника, его отношении к возлюбленной ученица 7 класса школы №11 г.Рязани Наташа Личино (II место среди 7–9 кл.).

Интересное повествование о своих предках, представителях русской интеллигенции, настоящих патриотах своей страны, получилось у ученицы 8 класса школы №8 г. Рязани Алины Теверовской (III место среди 7–9 классов). Прапрадед К.Д. Вышегородский – фельдшер в провинциальной детской больнице в далёкой Тюмени. Именно туда приехала прабабушка, выпускница Мариинского женского высшего училища, стараясь избежать февральских волнений в Петрограде. Дед К.К. Вышегородский в годы Великой Отечественной войны служил в авиации, затем стал партийным работником в Рязани. Революция сыграла объединительную роль для семьи.

«Без неё не встретились бы мои предки, а позже, возможно, не смогли бы наладить жизнь семейную и бытовую. Партия заботилась о работниках медицины, дав им новый дом, а после квартиру в Рязани, где, увы (дом-то уже старый, 1958 года!), живём мы – их потомки», – завершила рассказ Алина.

Участники конкурса – молодые люди, выросшие в постсоветское время – в соответствии со своими учебниками спокойно оперируют понятиями «переворот 25–26 октября», «либерально-социалистическое Временное правительство», «коммунистический режим», «навязчивая коммунистическая идеология»… Признаться, нам, старшим, это режет слух. Но это не вина школьников – так их научили, этим изобилует сегодня медиа-пропаганда. И сколько бы ни выворачивали факты, примеры и ни открывали «сенсаций», правда ясна и проста: народ поддержал революцию, отстоял её, значит, она действительно открыла путь к новой жизни! И хорошо, что конкурс заставил ребят ещё раз обратиться к событиям вековой давности, советскому периоду истории и увидеть много положительного в то время. «Советские историки считали, что произошедшее – Великая Октябрьская революция. По их мнению, она открыла России и всему человечеству дорогу к самому справедливому общественному строю – социализму», – сообщает ученица 10 класса Дарья Лосева из города Кораблино (II место среди 10–11 кл.). И далее утверждает: «Это и было великим шагом в политике России». Значит, автор согласна с выводами советских учёных и считает, что долг каждого гражданина – знать историю своего народа, его победы и поражения.

Студент 1 курса агротехнологического университета Никита Седов (I место среди вузов) раскрыл в своей работе огромную роль Октября в построении социализма в нашей стране и его международное значение. Стройное изложение избавлено от простого пересказа истории и, что очень важно, связано с современностью. А заключение просто вдохновляет:

«…Есть все основания полагать, что в скором времени наша страна, а затем и весь мир пойдут по пути социализма – по пути, начатом в 1917 году. Да здравствует Великая Октябрьская социалистическая революция!»

Так и будет, дорогие ребята! Спасибо за ваш труд, подготовку интереснейших материалов, которые могут использоваться в образовательном процессе, во внеклассной работе. Вы – наша смена, а значит, будут жить идеи Октября!

А в заключение хочется сказать  слова благодарности в адрес ваших руководителей и наставников за помощь и поддержку, большую воспитательную работу.