30 августа №22 (22042)

Источник проблем – в избирательной урне

Деятельность «единороссовской» власти довела муниципальный транспорт до критического состояния, резкого скачка тарифов на перевозки, очередного роста поборов с граждан.

На минувшей неделе состоялось заседание комитета по градостроительной деятельности и городскому хозяйству Рязанской городской Думы, где одним из первых вопросов была рассмотрена информация администрации г.Рязани, касающаяся такого болезненного для жителей областного центра вопроса, как грядущее резкое повышение стоимости проезда в муниципальном общественном транспорте с 19 до 23 рублей. Это повышение было установлено постановлением администрации города №4996 от 13.11.2017 года и вступит в силу с 1 декабря 2017 года.

От администрации города докладывал начальник управления транспорта С.Н. Кулик. Он сообщил, что оба муниципальных транспортных предприятия (МУП «Управление Рязанского троллейбуса» и МУП «Рязанская автоколонна 1310») находятся в критическом состоянии. И эта мера вынужденная.

Но почему и когда сфера перевозок стала такой убыточной? Ведь согласно информации, размещённой на сайте горадминистрации буквально на днях – 15 ноября 2017 года «Перевозчики Рязани планируют приступить к обновлению парка», говорится, что «…один из частных городских перевозчиков «Рязаньтрансавто ХIII» планирует приобрести 24 автобуса марки «ПАЗ Вектор NEXT». Стоимость одного автобуса вместимостью 57 мест составляет порядка 4 млн рублей. Автобусы выйдут на маршруты в первом полугодии 2018 года». Они решили так вкладываться в заведомо убыточное дело? А то огромное количество маршруток и коммерческих автобусов тоже работают с убытком для себя?

Ситуация же с муниципальными транспортными предприятиями действительно сложилась критическая. На прошлом заседании Думы, чтобы «разморозить» их счета с целью дальнейшего осуществления финансово-хозяйственной деятельности, было принято специальное решение по оказанию им финансовой поддержки. Кроме того, парк троллейбусов и автобусов изношен. Новые покупать не на что. В кругах администрации поговаривают о том, что угроза «ареста» висит уже над техническим парком этих предприятий – этими самыми троллейбусами и автобусами.

Но почему это происходит?

И здесь пора вспомнить два главных момента.

Первый. Сфера перевозок коммерческим транспортом в городе отличается явной непрозрачностью. Сколько перевозят пассажиров коммерческие перевозчики, сколько точно машин выходят ежедневно на маршруты, сколько часов каждая из них работает и по какому графику – остается «загадкой», а учитывая, что основная часть расчётов с пассажирами производится наличными – то и объёмы финансовых потоков в этой сфере тоже величина «непрозрачная».

Пока же политика действующей городской власти в данном направлении прослеживается такая: всё, что может приносить прибыть – должно быть отдано частнику, а муниципальным предприятиям – остаётся всё остальное. В таких условиях муниципальные транспортные предприятия заведомо оказываются в невыгодных для себя финансово-хозяйственных условиях со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Второй момент. Если такая линия будет продолжаться и дальше, то для муниципальных предприятий всё закончится плохо, на сколько бы администрация города ни повышала стоимость проезда. И, к сожалению, произойти это может в самое ближайшее время.

Кто-то может сказать: «А какая мне разница, кто меня будет возить?» Но это только до тех пор, пока эти муниципальные предприятия существуют.

Потому что именно их работа способна обеспечивать контроль за соблюдением графика работы и дисциплинировать частных перевозчиков. Именно муниципальный транспорт обязан перевозить льготные категории граждан на специальных льготных условиях. Частный же перевозчик делать этого не обязан, и может поступать по своему усмотрению. А ведь этот аспект касается очень многих жителей нашего города. Наличие муниципального транспорта – это также определённая гарантия того, что частные перевозчики не будут задирать стоимость проезда «выше крыши». Наверняка не все жители города, которые совершенно справедливо возмущаются грядущим резким повышением стоимости проезда, обращали внимание, что постановление администрации касается только муниципального общественного транспорта. В коммерческом транспорте стоимость проезда, конечно, тоже повысится. Но частные перевозчики принимают такие решения самостоятельно. И если муниципальный транспорт совсем исчезнет, – их аппетиты могут сильно возрасти. Какой тариф они посчитают для себя обоснованным: 30, 40 рублей? И ни городская администрация, ни депутаты помешать им не смогут.

Добавим к этому, что на данных муниципальных предприятиях работает более тысячи человек, что у них есть семьи.

Конечно, представители администрации заверяли депутатов, что уже в будущем году для разработки концепции развития городского пассажирского транспорта будет выполнено масштабное исследование пассажиропотоков и географии поездок населения, а также разработана модель перспективного развития транспортной сети. Пессимизма в эту оптимистическую зарисовку добавляет то обстоятельство, что за последние 10 лет нынешний и.о. главы администрации С.Ю. Карабасов уже пятый по счёту сити-менеджер (пусть и с приставкой и.о.), который приходит сюда со своей командой. А ситуация только усугубляется.

Потому что не меняется система управления в принципе. Потому что и сегодня администрация пытается решить транспортные проблемы, в первую очередь, путём повышения стоимости проезда и расширения платного парковочного пространства (большая часть вырученных средств от последнего опять же уходит коммерческой структуре), то есть опять за счёт жителей. А не за счёт действительно эффективного управления. Тем самым, выбирая путь самый лёгкий для себя и самый неприятный и обременительный для горожан.

Надо отметить, что поначалу многие депутаты в ходе заседания комитета были возмущены тем, что тариф на оплату проезда повышается сразу на несколько рублей, что администрации ни с кем из них этого не согласовывала. «А как же депутатский контроль?» – вопрошали они возмущённо. Но возмущение их продлилось только до определённого момента. А потом… Наша фракция напомнила им, что в соответствии со ст.35 Федерального Закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст.30 Устава города Рязани определение порядка принятия решений об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий находится в исключительной компетенции представительного органа, то есть, Рязанской городской Думы. Что в 2011 году предыдущий состав гордумы, в котором «единороссы» также составляли большинство, передали полномочия по установлению соответствующих тарифов горадминистрации (решение гордумы № 425-I от 22.12.2011 г.). И что есть конкретный нормативно-правовой механизм возвращения этой функции депутатскому корпусу. И тогда уж администрация ничего точно не повысит без их ведома. И депутатский контроль за такими вопросами можно будет осуществить в полном объёме.

Однако предложение о возвращении обратно подобной ответственности вызвало бурные возмущения и несогласие с их стороны, а интонация их выступлений резко изменилась с «как посмели…!» на «мы же понимаем, что мера вынужденная, но администрация должна была все силы бросить на то, чтобы разъяснить людям, что это необходимо…». Вот такой он протест по-«единороссовски»!

Наша фракция занимает принципиальную позицию по данному вопросу: прекратить рост тарифов, защитить население от поборов из-за некомпетентности власти.

Навести порядок в вопросе пассажирских перевозок, устранить существующий сегодня перекос в пользу частных перевозок, развивать и укреплять муниципальный транспорт.

Конечно, могут быть и частные перевозчики. Наша партия выступает в поддержку малого и среднего бизнеса, в том числе, чтобы защитить его от чиновничьего произвола, незаконных поборов, за появление новых рабочих мест. Но частные перевозчики должны дополнять муниципальный общественный транспорт, а не душить его.

Тогда муниципальные транспортные предприятия смогут нормально работать, а необходимость в постоянном задирании тарифов отпадёт. Необходимы контроль и управление со стороны городской власти. Рынок сам собой уже «отрегулировал» сельское хозяйство и промышленность. К чему это привело – мы видим.

Кстати, повышение стоимости грядёт и для льготных проездных. Решение об этом находится как раз в компетенции депутатского корпуса. К сожалению, видя настрой большей части из них, не приходится надеяться, что нашу инициативу – оставить стоимость на прежнем уровне – удастся отстоять.

Методами затыкания финансовых дыр из карманов граждан сегодня многие жители города высказывают возмущение. Надеемся, что так же дружно они придут на нашу акцию протеста, выскажут свою позицию и поддержат нашу программу. Тогда уж городские власти точно задумаются.

А вообще-то, весь комплекс проблем – в результатах голосования народа, короче – в избирательной урне. Залезая в очередной раз в свой кошелёк за 23 рублями – помните об этом.