2 августа №19 (22039)

Бюджет Рязани урезан по доходным и расходным статьям. Коммунисты голосуют «против»

14 декабря состоялось очередное заседание Рязанской городской Думы, на котором был рассмотрен вопрос о бюджете областного центра на будущий 2018 год и плановый период 2019 и 2020 года. Коммунисты дали критическую оценку главному финансовому документу города.

Разговоры разработчиков об «увеличении социальной направленности расходов бюджета», то есть об увеличении в структуре расходов доли на социальные нужды, на деле свидетельствуют о том, что, кроме как на выполнение необходимых социальных обязательств, на остальное просто не хватает денег.

Основные положения позиции фракции КПРФ по данному вопросу озвучила Э.Н. Волкова.

Она обратила внимание, что, несмотря на то, что в этом году проект бюджета впервые был разработан в программном формате (на долю 14 муниципальных и 3 ведомственных целевых программ приходится 98,3% всех расходов бюджета), чем призван был обеспечить более тесную привязку бюджетных расходов к реализуемым мероприятиями и «местности», общая тенденция и картина, к сожалению, не меняются. В представленном проекте бюджета на будущий год заложено снижение показателей как по доходным (на 790942,7 рублей или 8,3%), так и по расходным статьям (на 978796,7 или 10,1%).

Казалось бы, если посмотреть на материалы, представленные в пояснительной записке к проекту, то бюджетные ассигнования на большинство муниципальных программ (9 из 14) выше, чем в году нынешнем – где на 2%, где на 15%, а где и в 1,8 раза («Профилактика правонарушений в городе Рязани»). А в одном случае даже в 43! («Повышение эффективности муниципального управления»). Однако, дело оказалось вот в чём. В связи с новым подходом к формированию бюджета во многие муниципальные программы вошли расходы на содержание соответствующих структурных подразделений администрации города, обеспечение деятельности муниципальных казённых учреждений и тому подобное. А это десятки (а порой – сотни) миллионов рублей в каждой позиции. Раньше же эти расходы были непрограммными, а, следовательно, отражены в программах не были. В итоге, без их учёта, картина финансирования выглядит уже совершенно по-другому. И число «передовых» программ уменьшается ещё на 4. Теперь уже тех, которым «не повезло» становится почти 2/3 от общего числа. Среди них: «Дорожное хозяйство и развитие транспортной системы в городе Рязани», «Жилище», «Охрана окружающей среды в городе Рязани», «Благоустройство города Рязани», «Развитие жилищно-коммунального комплекса и энергосбережение в городе Рязани».

Не лучше выглядит картина и в отраслевом разрезе. На «Национальную экономику» планируется сокращение финансирования в 4 раза. На «Жилищно-коммунальное хозяйство» и «Охрану окружающей среды» – на 22%. Сокращение расходов коснётся даже раздела «Образование».

А если рассматривать эти цифры через призму роста цен, станет очевидно, что сокращение ещё более внушительное.

А это значит, что бюджет не обеспечивает финансированием необходимые нужды городского хозяйства, экологические проекты, не отвечает общественным запросам населения.

Не на много отличается картина и на перспективу – на 2019 и 2020 годы.

Позиция фракции – такое сокращение недопустимо!

Администрация города Рязани поясняет снижение бюджетных расходов по некоторым разделам отсутствием субсидий из вышестоящих бюджетов, которые будут распределяться только в 2018 году. Но опять же – по некоторым! В каком объёме они придут и в какое время – тоже пока не известно. По другим же – расходы снижаются в связи с «применением общих подходов к формированию проекта бюджета». Так, к примеру, на возмещение затрат, связанных с перевозом льготников городским транспортом, на будущий год выделено в 2 раза меньше субсидий, чем в этом. И что будет, если никакие другие поступления не придут? Опять стоимость проезда повысят, льготный проезд отменят?

Предложенный проект бюджета имеет серьёзную зависимость от бюджета федерального и областного. Собственные налоговые и неналоговые доходы составляют чуть более половины в общем объёме доходов. Упор делается вовсе не на развитие реального сектора экономики, а на увеличение налогового и ценового гнета.

Фракция КПРФ в Рязанской городской Думе, как и наши коллеги в Государственной и областной думах, не поддерживает данный бюджет, потому что не согласны с социально-политической и с финансовой стратегией сегодняшней власти.

Её выступление дополнили коллеги по фракции.

П.И. Пыленок в подтверждение позиции фракции напомнил, что комиссия по проведению публичных слушаний по проекту бюджета не приняла к исполнению ни одного предложения, поступившего от 26 участников слушаний – депутатов и жителей города и рекомендовала городской Думе утвердить проект бюджета без изменений. Что среднедушевые расходы бюджета составят 16,4 тысячи рублей в год. Продолжается рост задолженности по бюджетным платежам, которая достигла 1,3 млрд рублей.

Выразил серьёзные сомнения относительно эффективности расходов, заложенных в ряд целевых программ, так как их показатели (индикаторы) не увязаны с показателями оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления. Например, такие индикаторы как «Протяжённость отремонтированных дорог…», «Количество отремонтированных дворовых территорий…», МПЦ «Дорожное хозяйство и развитие транспортной системы в городе Рязани» всегда будут выполнены. Но как понять: если отремонтировали 10 км дорог или 200 дворов – это хорошо или плохо относительно общей потребности в ремонте?

Этого же касается эффективность программы «Стимулирование развития экономики в г.Рязани», на которую ежегодно выделяется более 7 млн рублей бюджета. Роста экономики это не вызывает, наоборот, экономика падает. Затраты неэффективны! То же можно сказать о программе «Повышение эффективности муниципального управления». А есть ещё ведомственная программа «Повышение управления муниципальными финансами»! С «эффективностью» этих программ горожане сталкиваются в городских пробках, на непроходимых тротуарах, при оплате растущих тарифов на услуги ЖКХ и проезд в общественном транспорте.

Депутат фракции КПРФ Л.М. Кривцова обратила внимание участников заседания, что в последние годы в микрорайоне Дашково-Песочня идёт интенсивное строительство жилых домов, а дополнительные дороги и развязки не строятся. Уже сегодня в часы пик здесь постоянные «пробки». Возле улицы Зубковой скоро появятся ещё 11 огромных многоквартирных домов. Однако расходы бюджета по разделам, связанным со строительством и ремонтом дорог, сокращаются.

В целом же, о том, что ситуация в городе неблагополучная, свидетельствует и демографическая статистика, опубликованная в «Прогнозе социально-экономического развития города Рязани на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 года». «В условиях демографического старения и ухудшения возрастной структуры населения прогнозируется рост смертности…. Прогноз учитывает данные демографические тенденции: к концу 2020 года число родившихся сократится на 4% по отношению к уровню 2016 года, число умерших возрастёт на 1,5 %, а естественная убыль населения увеличится на 29%». Статистическую картину «исправляет» положительное сальдо миграции, благодаря чему по документам численность города всё-таки растет. Но это уже совсем другая история.

Фракция КПРФ категорически не согласна с той перспективой для нашего города, что уготовила ему «партия власти», и проголосовала против такого бюджета.