16 февраля №3 (22166)

Необходимо вернуться к социализму

В последнее время в средствах массовой информации всё чаще высказывается мнение о пагубности идеи В.И.Ленина по созданию в 1922 году нового государства как равноправного союза отдельных национальных республик – СССР. Несколько раз об этом высказался даже президент Путин. Он, во-первых, назвал эту идею «атомной бомбой», подложенной под страну, из чего можно сделать вывод, что, по его мнению, это не кто иной, как  В.И. Ленин является главным виновником её распада через 67 лет после своей смерти. Во-вторых, Путин одобрил тогдашнее предложение И.В. Сталина о том, чтобы национальные республики входили бы в состав России как автономные. Вот если бы на этих условиях было тогда создано российское государство, то не было бы и его распада, – такова ныне официальная точка зрения на данный вопрос.

На мой взгляд, эти высказывания Путина таят очень большую опасность для нас, коммунистов. Опасность такова, что в наших рядах может появиться или уже появился соблазн броситься в спор на тему о том, кто же тогда был на самом деле прав: В.И. Ленин или И.В. Сталин, чьё мнение лучше, кто из них дальновиднее и так далее, тем самым волей-неволей присоединиться к высказанным обвинениям. Ведь появились уже «исторические исследования», толстые книги как раз на эту тему, что И.В. Сталин потерпел поражение  в вопросе о форме образования нового российского государства. Считаю, что ни в коем случае нам нельзя подхватывать подобную тему, разжигать тут полемику. И вот почему.

Возникает вопрос: если то предложение И.В. Сталина не получило поддержки большинства членов ЦК партии в 1921–1922 годах, то почему он потом, уже после смерти В.И. Ленина, будучи уже признанным, авторитетным руководителем партии и государства, не вернулся к данному вопросу и не осуществил свою идею, например, в середине или в конце 30-х годов? Ведь в 1936 году была принята новая, его, Сталинская Конституция; самое время было бы сформировать страну на новой основе – включить Украину, Белоруссию и Закавказскую Федерацию в состав РСФСР. Однако сделано было как раз наоборот: из состава РСФСР были выведены и преобразованы в союзные республики Казахстан, Узбекистан, Туркмения, Киргизия и Таджикистан. Закавказье было разделено на три союзные республики: Грузию, Армению и Азербайджан. В качестве не автономных в РСФСР, а союзных в СССР были приняты в 1940 году Молдавия, Эстония, Латвия и Литва. А ведь тогда, мы знаем, могущество И.В. Сталина было ещё большим. В том же году была выделена из РСФСР ещё одна, Карело-Финская ССР, просуществовавшая до 1956 года. Почему же было сделано именно так?

Ответ прост. При общественной собственности, при социалистической, работающей по общему плану экономике, при единой Коммунистической партии, единой идеологии и культуре не было практически никакой разницы, какое там или тут образование: союзная или автономная республика, просто область или автономная область, край или округ. Ведь границ нигде не было, каждый гражданин считал всю страну, весь СССР своим родным государством. То есть, вопрос, что лучше, как удобнее: автономия или союзная республика, – был тогда внутри страны никчёмным, мизерным, абсолютно не актуальным, не требовавшим никаких споров. Таким надо считать его нам и сейчас.

А почему же всё-таки союзные, равноправные, а не автономные в составе РСФСР? А тут уже сыграл роль международный аспект. Потому так предложил В.И. Ленин, потому его поддержало большинство, наконец, потому И.В. Сталин практически не спорил и тоже согласился с В.И. Лениным, что и тогда, при В.И. Ленине, и в 30-е годы, правда, уже поменьше, у руководства Советской страны была надежда, что вот-вот, в скором времени начнут побеждать революции в других странах, в том числе крупных: в Германии, в Англии, во Франции, в том же Китае, что в результате этого возникнет Союз на широкой основе, и эти страны, крупные, солидные, будет удобнее принять в СССР, чем в РСФСР как автономные. Вот почему СССР был представлен международному коммунистическому и рабочему движению как союз равноправных народов, только поэтому республики получали название союзные. С внутренней же точки зрения, повторю ещё раз, вопрос о том, что лучше: автономная или союзная республика, – тогда просто не стоял.

Так это или иначе, но, безусловно, не В.И. Ленин, не его план создания СССР стали причиной распада нашей страны. В тех конкретных обстоятельствах, при господстве общественной собственности ленинская идея была весьма продуктивной; ни одно национальное образование из состава СССР не вышло. Все эти части хорошо развивались, только промышленное производство выросло за годы социализма где в 100, где в 200, а где и в 300 раз. И на то, что Крым вошёл в границы Украины, никто тогда в Советском Союзе и внимания не обратил, все считали его своим. Потому что при общем, цельном, едином хозяйстве, в тесной производственной кооперации делить-то было нечего, враждовать, ссориться – не из-за чего. А вот когда содержание изменили – объявили о введении частной собственности, о переходе к капитализму, раздали ваучеры, тогда и принялись всё делить, тянуть на себя. И форма государственного устройства не могла не измениться – при этом дележе союз республик неизбежно, закономерно распался. СССР был создан для социалистического строя, а для капитализма, естественно, он не подошёл. Буржуазная контрреволюция, возвращение к капитализму, – вот единственная причина распада СССР. Вот она, «бомба», которую подложили предатели Советской власти и социализма, пробравшиеся к руководству страной. К сожалению, основная масса народа, которая проголосовала за приватизацию, согласилась на ваучеры, эту «бомбу» просто не заметила.

Отсюда и ответ на вопрос, который стоит перед страной сегодня: что же делать, как преодолеть тот социально-экономический и культурный упадок, который длится вот уже 25 лет? Для нас, коммунистов, ответ ясен – надо возвращаться к общественной собственности, к социализму. Все эти годы показали полную непригодность, великую пагубность капитализма для России да и для других республик бывшего СССР. Ведь ни  одна страна мира не развивалась в течение XX века так бурно, как социалистический Советский Союз, и нигде в мире за последние 25 лет настолько не ухудшились показатели, как в большинстве его осколков, в том числе, в капиталистической России. Возьмём только один, но очень важный показатель – производство стали. В 1990 году в отдельно взятой РСФСР её было выплавлено 90 млн тонн, в Китае – 60 млн; в минувшем году Китай дошёл до 800 млн тонн (здесь не опечатка, а точно восемьсот), а Россия опустилась до 70. А могли бы теперь иметь если не 800, то хотя бы 500. И так почти во всём. Да, мы, коммунисты, это осознаём, но, кажется нам, широкие слои населения пока находятся в плену доверчивости и социально-политических иллюзий.

Развеять эти иллюзии и убедить массы трудящихся в необходимости возвращения к социализму, с тем, чтобы за наших кандидатов голосовали не 13, а 53, а ещё лучше 73%, – вот наша задача, наше повседневное дело в год 100-летия Великого Октября.