16 февраля №3 (22166)

Прежде и теперь

Наверное, многие из ветеранов помнят, что словами заголовка обычно назывался раздел рассказов в «Родной речи» для младших школьников, в которых сравнивалась жизнь до революции 1917 года с жизнью советских людей. В наше время сравнивать приходится в обратном порядке: прежде – это социализм, а теперь – тот же строй, что и до революции – капитализм. И вот что при этом сравнении интересно. Ровно 85 лет назад, в январе 1933 года, подводя итоги первой пятилетки, руководитель нашей страны И.В. Сталин высказался так: «У нас не было авиационной промышленности – теперь она у нас есть. У нас не было автомобильной промышленности – сейчас она есть у нас. Не было у нас в стране станкостроения – теперь оно у нас есть. Не было у нас нормальной промышленности по производству сельскохозяйственных машин, у нас она теперь есть. Не было тракторной промышленности – теперь она у нас есть. И мы не только создали эти новые громадные отрасли промышленности, – подытожил И.В. Сталин, – но мы создали их в таких масштабах и в таких размерах, перед которыми бледнеют масштабы и размеры европейской индустрии». Действительно, отметим мы сегодня, только в 1930–1932 годы вошли в строй такие гиганты мировой индустрии, как Горьковский автомобильный и Сталинградский тракторный заводы, Днепрогэс, Магнитогорский металлургический комбинат – знаменитая Магнитка. Такими же высокими темпами и крупными предприятиями отмечена и вторая пятилетка. К началу войны уже около 90% всей продукции выпускалось на новых предприятиях. А как бурно развивалась наша страна после войны! Возьмём для примера наш областной центр. За 25 лет, с 1945 по 1970 год, здесь было построено более двух десятков крупных заводов и фабрик – по предприятию ежегодно. Среди них станкостроительный и приборный заводы, завод «Центролит», завод тяжёлого кузнечно-прессового оборудования, картонно-рубероидный завод и комбинат искусственного волокна, Ново-Рязанская ТЭЦ, завод счётно-аналитических машин, филиал завода «ЗИЛ», завод железобетонных изделий, самая крупная в стране кинокопировальная фабрика. В связи с этим население Рязани выросло за это время с 90 тысяч до 510 тысяч человек, почти в 6 раз! И для этого населения были построены целые микрорайоны жилья, новые школы, детсады, больницы, кинотеатры, проложены новые транспортные маршруты.

Теперь же приходится говорить наоборот. Была в нашей стране гражданская авиационная промышленность, сегодня – её нет. Так же нет станкостроения, сельхозмашиностроения и прежней автомобильной промышленности. А ведь наша «Волга» была по тому времени лучшей машиной в мире. Что касается тракторов, то в Советском Союзе в целом в конце 80-х годов их выпускалось почти 600 тысяч штук, в РСФСР – 260 тысяч, а в прошлом году – хорошо, если превзошли 5 тысяч. А в общем объёме всё машиностроение сегодня это только 35 – 40% от уровня последних лет Советской власти.

За малым исключением, нет сегодня перечисленных предприятий и в Рязани. Интересно, что на бывшем станкозаводе, продукция которого шла в советское время в десятки стран мира, теперь устроили просто склад для металлообрабатывающего инструмента, свезённого из таких же разорённых заводов страны, в надежде, что этот инструмент удастся выгодно продать. И ведь не сообразили в общем-то ушлые люди: кому же продавать, если заводов-то во всей стране больше нет?

У нас в городе Касимове и районе к концу 80-х годов работало 33 промышленных предприятия, 12 строительных организаций, 6 предприятий транспорта и связи. В их числе крупнейшая в Европе сетевязальная фабрика, овчинно-меховая и швейная фабрики, заводы: судоремонтный, приборный, механический, холодильных установок, зооветоборудования, ликёро-водочный, мясокомбинат, хлебокомбинат, Касимовский и Елатомский молокозаводы, Касимовский и Бельковский пищекомбинаты, лесокомбинаты, чугунолитейные заводы в Лашме и Сынтуле, завод сельхозоборудования в Гусь-Железном, машиностроительный завод в Клетине. Работали Касимовский и Елатомский комбинаты бытового обслуживания населения с сетью комплексных приёмных пунктов на всех центральных усадьбах колхозов и совхозов. Только в Касимове на промышленных предприятиях было занято 12 тысяч человек, а это в 4 раза больше, чем в 1913 году. На литейно-механическом заводе в Сынтуле в те годы работало более тысячи человек; чугунно-литейный завод в Лашме насчитывал около 500 работников. Население Касимова по сравнению с дореволюционным периодом выросло с 17 тысяч до 40 с лишним тысяч человек. По переписи 1989 года, в Елатьме проживало 4,5 тыс. человек, в Гусь-Железном – 2,8 тыс., в Сынтуле – 2,2 тыс. и в Лашме – 2 тыс. человек. В крупные пункты с населением около тысячи человек превратились Подлипки и Клетино. Теперь тут население стремительно сокращается.

Важную роль в экономике района играла добыча строительного камня и щебня, которой занимались Акишинский, Малеевский и Касимовский карьеры. По 3,5 млн кубометров этих материалов ежегодно шло отсюда на строительство объектов не только в районе, но и за пределами области. Впечатляют масштабы технического перевооружения карьеров. Если в первые годы экскаваторы имели ёмкость ковша 0,5 кубометра, а грузился камень в знаменитые «полуторки», то затем здесь появились машины с ковшами в 5 кубометров и 40-тонные самосвалы. Очень важный объект – Акишинский завод известняковой муки, необходимой для раскисления почвы, был построен в 1984 году. Отсюда на поля страны отправлялось по миллиону тонн известняка ежегодно. Ныне тут нет тех многотонных ковшей и самосвалов, ни тонны муки не распыляется на пашню.

Большой объём работ выполняли Касимовский и Бельковский лесокомбинаты, где трудились в те годы на выращивании леса и переработке древесины несколько сот человек. Касимовский картофель перерабатывали Любовниковский крахмальный и Телебукинский саговый заводы. Тысячи тонн саговой крупы и крахмала ежегодно поставляли эти предприятия в продовольственный фонд страны. В советские годы в районе действовало более десятка пунктов по приёму и первичной обработке молока. Кроме Касимова и Елатьмы, настоящее, 80-процентной жирности сливочное масло делали в Урядине, Погосте, Перво, Балушевых Починках, Телебукине, Новой Деревне и Щербатовке. Ныне молоко везут в Подмосковье на немецкие и французские заводы, а масло мы покупаем с примесями из какой-то пальмы.

Производственное, жилищное, дорожное и культурно-бытовое строительство на селе вели тогда межколхозная строительная организация (МСО) и передвижная механизированная колонна (ПМК) №718. Первая строила производственные объекты и жильё в колхозах, вторая – в совхозах. Жилые дома, животноводческие фермы, ремонтные мастерские машинно-тракторных парков, школы и детсады в Алферьеве, Ардабьеве, Ахматове, Дмитриеве, Гиблицах, Кольдюках, Самылове, Алёшине, в далёких Кочемарах и Лубяниках, в Балушевых Починках, Шостье и Сиверке – дело рук и ума строителей этих организаций. ДСУ №6, ДРСУ и ДПМК №9 строили дороги, прокладывая их до 50 км в год. Елатомская и Гусевская ПМК занимались осушением болот, заготовкой торфа, строительством прудов и орошаемых пастбищ. За год эти предприятия вводили в оборот более тысячи гектаров осушенных и 350 гектаров орошаемых земель, заготавливали по 150–170 тысяч тонн торфа. Теперь объём строительных работ уменьшился в десять раз, ни осушения, ни орошения не проводится вовсе.

Два крупных предприятия – «Сельхозтехника» и «Сельхозхимия» выросли в советское время в селе Подлипки. В конце 80-х годов специализированные отряды «Сельхозхимии» (их называли отрядами плодородия), вывозили на поля по 300 тыс. тонн органических удобрений, по 20 тысяч гектаров обогащали известью и фосфором. Здесь трудилось почти 200 трактористов и шофёров. Крупный коллектив из двух сотен ремонтников и специалистов по механизации трудоёмких процессов в животноводстве сложился в подлипкинской «Сельхозтехнике». Сейчас на территории этих предприятий лишь две или три лесопилки с несколькими десятками рабочих. И никакой «химии» – ведь почти весь объём получаемых в стране удобрений отправляется ныне за границу.

Можно и дальше продолжать этот перечень, вплоть до Елатомского пищекомбината и рыбоводческих прудов в Залеснове, но чем дальше мы будем это делать, тем горше будет становиться на душе от того, что теперь этих предприятий нет. Хорошо, если в оставшейся касимовской промышленности ныне занято человек 400 или 500, а это меньше, чем было во времена Екатерины II. Население города, которое в советское время жило за счёт собственного производства, уже сократилось на 10 тысяч человек и перебивается теперь только за счёт того, что российские олигархи, продавая за границу нефть и газ, небольшую долю выделяют на закупки там продуктов, одежды и ширпотреба, доставляя их в магазины, на 90% принадлежащие тем же иностранцам. То есть, туда, за рубеж, – наши нефть и газ и туда же – наши деньги за купленные товары. Точно так, как было в Африке или Индии в период колоний. Так что, будем иметь в виду: пока есть нефть и газ – будет товар в касимовских магазинах, а закончатся – клади, как говорится, зубы на полку. Справедливости ради надо отметить, что те же богачи выделяют немного денег на переселение части касимовцев из ветхого в новое жильё. За счёт этого существуют немногие строительные организации, работает кирпичный завод и растут дома в микрорайоне Сиверка. Ясно почему – пока работает «золотой» завод. А вот приборный, говорят, на последнем издыхании.

Несколько цифр по сельскому хозяйству района. Площадь пашни здесь сократилась с 65 тысяч до 20 тысяч га, число тракторов, комбайнов и автомашин уменьшилось в 10 раз. Поголовье коров, овец, свиней – на уровне XIX, XVIII-го и даже XVII веков. Отсюда и число работников на селе: было 8 тысяч, стало меньше тысячи. Посмотрел недавно в списки избирателей: в 1991 году в моей родной деревне Кочемары голосовали 600 человек, в 2000 году – 300, в 2011 – 150. Значит, скоро будет 75, а потом и 37 с половиной. А всё талдычат о «застое» 60–80-х годов. Если уж и говорить о застое и разрухе, так это сейчас, в наше время.

Вот они, реальные цифры и факты – вам, уважаемые рязанцы и касимовцы для размышления.