16 февраля №3 (22166)

Челночный бег вокруг инфляции

22 ноября в Госдуме состоялось обсуждение Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на ближайшие три года, которые представила депутатскому корпусу председатель Банка России Эльвира Набиуллина.

ЗНАЯ ПО ОПЫТУ ПРОШЛЫХ ЛЕТ те позиции, которые неизменно попадают под удар критики коммунистов — главных оппонентов «партии власти», руководитель Центробанка попыталась сработать на опережение, снабдив свой доклад аргументами в защиту приоритетной цели денежно-кредитной политики, а именно инфляционного таргетирования. «Кредитование растёт, ставки постепенно снижаются вслед за инфляцией, — заявила Эльвира Набиуллина. — За 10 месяцев этого года кредитование предприятий выросло на 5,9 процента, более чем вдвое превысив показатель 10 месяцев прошлого года». Весь вопрос в том, от какой цифры плясать. Например, в строительстве, по замечанию Комитета ГД по финансовому рынку, рост в значительной степени связан с тем, что в предыдущие периоды кредитование этого сектора падало.

Впервые мегарегулятор обозначил постоянно действующий целевой показатель по инфляции на уровне 4 процентов. В том, чтобы не перескочить эту черту, и заключается основная задача Центробанка. В свою очередь ценовая стабильность, по мнению Набиуллиной, является непременным условием экономического роста, обеспечение которого, тем не менее, остаётся прерогативой правительства.

Сейчас темпы роста, заметила она, близки к потенциальным. Если карликовый рост в 1,5—2 процента, который ожидается по итогам нынешнего года, — это всё, на что способна наша экономика, тогда правительству за растрату потенциала страны давно пора бы указать на дверь.

«Денежно-кредитная политика не может компенсировать внутренние структурные ограничения», — решительно дистанцировалась от весьма невзрачных результатов экономического роста глава ЦБ, заметив, что наша экономика способна на большее и что Центробанк делает для этого всё. С такой скромной ролью мегарегулятора не согласился Комитет ГД по финансовому рынку. По его данным, более 53 триллионов рублей находится на счетах предприятий и физических лиц и только 10 процентов от этой суммы в виде инвестиционных кредитов поступает в экономику. Тут не только правительству надо крепко задуматься, как заставить деньги работать на экономику страны, но и Центробанку.

Комитет ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, также выдав правительству его долю критики, оставил порцию и для регулятора, подчеркнув, что проводимая им политика приводит к ещё большему усилению структурных деформаций в экономике, ограничению возможности банков по размещению избыточной ликвидности на российском финансовом рынке, увеличению объёмов вывоза капитала и ослаблению рубля. Первый заместитель председателя этого комитета, член фракции КПРФ Николай Арефьев, обращаясь к главе Центробанка, показал замкнутый круг инфляционного сдерживания, которое в конечном итоге приведёт к обрушению и экономики, и жизненного уровня граждан: «Инфляцию вы понизили до двух процентов, но правительство, обрадовавшись, тут же ввело новые налоги и платежи и раздуло инфляцию до шести процентов. Теперь вы опять будете её таргетировать путём понижения жизненного уровня и сдерживания развития экономики. Всё это напоминает челночный бег».

«У нас экономический рост ограничен другими факторами — низкой производительностью труда», — прокомментировала замечание депутата Эльвира Набиуллина, хотя в своём докладе, не делая апокалиптических выводов, обрисовала похожую картину. «В базовом сценарии Банк России ожидает, что годовая инфляция ускорится до 5—5,5 процента в 2019 году и в 2020 году вернётся к нашей цели вблизи 4 процентов. Причина ускорения инфляции — это и накопленное ослабление рубля, и повышение НДС, — сказала она и привела ещё некоторые цифры базового сценария: — Рост ВВП по нашей оценке в следующем году может замедлиться до 1,2—1,7 процента в результате наложения эффектов от снижения цен на нефть и повышения НДС. Последнее… во втором полугодии будет компенсировано увеличением инвестиционного спроса со стороны госсектора. В последующем рост ВВП ускорится». Вот так и топчемся всё вокруг да около.

Валерий Рашкин затронул проблему защищённости вкладов. За полтора десятилетия Банк России и АСВ прекратили деятельность 306 банков. По информации депутата, 349 банков — на очереди. В результате действий ЦБ люди потеряли сотни миллиардов рублей, заметил он. Валерий Рашкин предложил создать рабочую группу с участием правительства, Госдумы, Банка России для решения проблем вкладчиков, чьи вклады превышают застрахованную сумму в 1,4 миллиона рублей.

В выступлении от фракции КПРФ Леонид Калашников отметил как положительные действия Центробанка после прихода Эльвиры Набиуллиной на пост председателя, так и проблемы, которые финансовый регулятор даже не пытается решить, делая вид, что не замечает их. И первая из них — задача дедолларизации, поставленная президентом. А это, по нашему мнению, подчеркнул депутат-коммунист, предполагает и дополнительную монетизацию экономики. По уровню монетизации, которая составляет 45 процентов, Россия почти в два раза отстаёт от Китая, Европы и США. «Мы могли бы безналичный уровень монетизации нашей экономики поднять. И мне кажется, Эльвира Сахипзадовна, вы недооцениваете этот подход, тем более когда мы говорим об импортозамещении», — заметил депутат.

Председатель Комитета ГД по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Калашников заявил, что все страны СНГ готовы привязаться к экономике России. «Вот мы передаём в российско-киргизский фонд полмиллиарда долларов. А почему туда не передать рубли, тем более что киргизы будут покупать на них российские же товары? То же самое касается и Белоруссии», — заметил парламентарий. Обратил он внимание Э. Набиуллиной и на то, что созданный центральными банками стран СНГ Межгосударственный банк фактически не работает, а также на отсутствие в Крыму государственных банков, в первую очередь — Сбербанка.

Слова депутата об устремлённости к России стран СНГ нашли подтверждение в выступлении приглашённого на заседание Госдумы президента Молдавии Игоря Додона. «Российская Федерация была, есть и будет стратегическим партнёром Республики Молдова», — заявил он. По словам Игоря Додона, прошедший в сентябре этого года в Кишинёве Молдавско-российский экономический форум показал, что деловые круги России и Молдавии заинтересованы в развитии сотрудничества, в реализации общих проектов. Он выразил убеждённость, что общими усилиями наши страны смогут добиться не только увеличения взаимного товарооборота, но и выхода нашего экономического сотрудничества на новый, более высокий уровень развития. Президент Молдавии отметил роль русского языка как языка межнационального общения и значение духовных православных ценностей. 98 процентов населения республики — православные, одна треть — русскоязычные. «Разве вы не хотите либо мы не хотим, чтобы мы жили в мире в такой богатой стране, где очень много национальностей? Уверен, что хотим», — заметил Игорь Додон. «Я считаю, что будущее наше государство — это объединённое сильное государство», — заявил он.

Вернувшись к законопроектной работе, российские парламентарии приняли ряд важных законов в третьем, окончательном чтении. Среди них — поправки в бюджет нынешнего года, а также бюджет будущего года. Эти законы фракция КПРФ не поддержала. Хотя поправки в бюджет 2018 года, которыми были распределены 217 миллиардов рублей дополнительных доходов, считают во фракции КПРФ, правильные, но с самим подходом к формированию бюджета коммунисты не могут согласиться. Вера Ганзя, обосновавшая позицию депутатов-коммунистов, подчеркнула, что 217 миллиардов рублей — это крохи на фоне двухтриллионного профицита. К сожалению, и в бюджете уходящего года, и в бюджете будущего года сохраняется узаконенная бюджетным правилом порочная практика запечатывания так необходимых экономике денег в Фонде национального благосостояния.

Отчасти по этой же причине фракция КПРФ проголосовала против бюджета на 2019-й и на плановый период 2020 и 2021 годов. Николай Осадчий отметил: несмотря на то, что ряд предложений фракции КПРФ были поддержаны, в частности выделение средств на детский лагерь «Артек», на устойчивое развитие села, на поддержку сельского хозяйства, на Ульяновский музей-мемориал В.И. Ленина, концепция документа осталась неизменной. Он закрепляет социальное неравенство, не трогая свердоходов богатых, отвергая прогрессивную шкалу НДФЛ, наполняя казну за счёт повышения пенсионного возраста, роста старых налогов и введения новых.