16 февраля №3 (22166)

Найдём ли мы национальную идею?

Вот уже более 20 лет «новая Россия» пребывает в поисках национальной идеи или своей государственной идентичности (см. справку в конце статьи). За четверть века после подлого разрушения ельцинистами СССР в развитии российского общества – идеологическая пустота, все попытки либерал-демократов привить русскому обществу западные ценности с их политической и социальной организацией общества терпят провал. Почему? Потому, что веками сложившееся у основной массы русских людей чувство приоритета социальной справедливости, принадлежности к национальной культуре, героической истории, гордости за всё русское, заменить стяжательством, коммерцией и потребительством – невозможно. Правда, социология говорит, что взрастить извращённое отражение и отношение к действительности у масс возможно при упадке и разложении класса – носителя государственной идеологии. Мы это разложение видим сегодня в российских и особенно в западных кругах, где узаконено стяжательство, потребительство и коммерциализация всех сфер жизни, ставятся под сомнения институты семьи, вековые позиции нормальных человеческих отношений. В России уже не один год это наблюдается в расцвете коррупции и взяточничества чиновников, подлой клеветы на советскую историю, переходящей в чёрную русофобию. Но русский человек хочет понимать не только что он делает, но и знать, зачем он это делает во имя каких целей. В августе 1991 года Россия стала разменной монетой политиканов, называвших себя либералами. Как тогда, так и сейчас они не хотят (или не могут?) задуматься: а что дальше, что в будущем, что строим, куда идём?

Поиски национальной идеи, путей развития, формирования национальной идентичности через государственную пропаганду патриотизма – трудное занятие для национальной элиты. Так как в России имеет место быть конфликт интересов, образов жизни значительной части элиты и большей части народа. Эта ситуация была присуща нашей стране столетия. Так, дворянство России, говорившее на французском, гордившееся европейской образованностью, не чуралось самолично пороть крепостных и с удовольствием пользоваться правом первой ночи с их молодыми жёнами. Никогда, однако, разрыв между элитой и остальным социумом не был таким разительным и чудовищным – как сегодня. Наше общество расколото, в нём существуют несколько разных обществ. Та Россия, которая владеет большей частью российских активов, живёт интересами весьма далёкими от интересов остальной России. Многие из сегодняшней элиты вдруг стали графами, князьями, лордами… Отсюда многим русским сложно ощущать себя патриотами этой России.

Для миллионов людей, живущих на скромные доходы, острейшим образом стоит проблема несовместимости их идентичности с тем, что считается идентичностью благополучных и преуспевающих, рекламируемых телевидением. Руководство страны видит ситуацию и на словах призывает к её исправлению.

«Необходимо формирование именно гражданской идентичности на основе общих ценностей, патриотического сознания, гражданской ответственности и солидарности, уважения к закону, сопричастности к судьбе Родины, без потери связи со своими этническими, религиозными корнями – необходимое условие сохранения единства страны» (В.В. Путин. Клуб «Валдай».19.09.2013 г.).

Очень проникновенные слова! Но миллионы «старых русских» никак не могут поставить себя рядом с безумным богатством «новых русских». Они не готовы ассоциировать себя с тем, что в их представлении абсолютно несправедливо: с таким положением вещей, когда национальные богатства захвачены небольшой группой лиц, интересы которых, по большому счёту, никак не связаны с интересами страны. Обходя реальность, элита заходит с другой стороны. По В.В. Путину, «российская история должна стать основой национальной идентичности, но нужно уйти от такой беды прошлого века, как тенденциозные оценки тех или иных исторических событий. Нельзя больше заниматься самообманом, вычёркивая неприглядные или идеологически неудобные страницы, разрывая связи поколений, бросаться в крайности, создавая или развенчивая кумиров. Говорить о национальном будущем невозможно без патриотизма, в самом чистом значении этого слова». И дальше: «Патриотизм – это главное. Без этого России пришлось бы забыть о национальном достоинстве и даже о суверенитете».

Так вот В.В. Путин и ближайший к руководству российский истеблишмент решили в общественном сознании России и русских национальную идею свести к понятию – патриотизм. Патриотизм – (от греч. patris – отечество, родина) является составной частью общественного сознания и никак не может заменить в целом национальную идею. Дело в том, что патриотизм в разные социально-экономические эпохи имеет различное содержание, тем более в разобщённом обществе на сверхбогатых и бедных. В народе он жив, так как это: «одно из глубоких чувств, закреплённых веками и тысячелетиями обособленных отечеств». (В.И. Ленин. ПСС, т.37, с.190).

И сегодня наши ребята в бою вызывают огонь на себя, подрывают себя и врагов гранатой, не потому, что они думают об ожиревшей элите, а о русском народе и о России! Два великих события отметила страна в феврале – разгром фашистов под Сталинградом и победа под Ленинградом. Как-то режет слух и сердце слова, Город-Герой Волгоград и тоже самое – Санкт-Петербург. Думалось, самое время вернуть заслуженные имена городам! Ан нет, всё без изменений и также задрапировывают мавзолей. Так как же история должна стать основой национальной идентичности? То есть свойством психики человека и выражать для него то, как он представляет себя и свою принадлежность к людям, занимающих высшие эшелоны власти и обладающих двуличием?

Правда, повезло руководству страны и его элите. Крым просто «упал» в руки, надо было только дать официальное добро. А ведь до начала событий в Крыму руководством России ничего не было сделано да и майдан в Киеве прошёл мимо Москвы, тогда на Украине её представлял Черномырдин – этим всё сказано. Возвращение Крыма усилило существовавший ранее запрос общества на эффективность и патриотичность власти. А с началом западного давления на Россию выявилось несоответствие элиты нынешним историческим реалиям. Элита раскололась, так как «крымский консенсус» определяет будущий политический курс и является критерием определения политических маргиналов. Сегодня российское общество точно расшифровало политическое лицо ряда людей – к примеру, Макаревича, суть модной телеведущей Ксении Собчак, «защитницы» химкинского леса Четвериковой, показали себя на шоу «60 минут» Дмитрий Некрасов, Исаев, Надеждин и др. Перечислять всех, кого «расшифровал» сленг « Крым-наш!», бумаги не хватит. Крым, как и кремлёвский список с невошедшими в него прозападными руководителями (кудрины, набиуллины, чубайсы), стали лакмусовой бумажкой, определившей кто есть кто. В экономике это порождает конфликт между прежним курсом, стоявшим на финансовой сфере, и новой концепцией роста с упором на реальный сектор.

Запущен процесс поиска национальной идеи, причём снизу. Крым создал двойной конфликт: внешний – с Западом и внутренний – в элите. Общество свой выбор сделало, а элита должна или поменять ключевые факторы своего поведения, или готовить вместе с пятой колонной и с Западом заговор (российский «майдан»), либо уехать из страны. Список кремля и политика усиления давления на страну делают выбор безальтернативным. Вынужден будет сделать выбор и президент. Каков он будет, время покажет, отказ от – «Едра», уже что-то значит. Дальше будет видно!

Наверное, национальная идея будет найдена, когда народ России, в своём большинстве скажет, ДА – социальной справедливости, общенародной собственности на основные средства производства и национальные богатства; ДА – народному кандидату и правительству народного доверия; ДА – социализму! НЕТ – частной собственности на средства производства леса, земли сельхозназначения, недра, банки, градообразующие заводы и фабрики. НЕТ – коррупции, олигархии, взяточничеству, и казнокрадству. Это спасение России и её будущее!

P.S. См. справку: идентичность – от лат. – отождествление с кем-либо, или с чем-либо. (Краткий словарь по социологии. Политиздат. М, 1988, с.78) Понятие национальная идея гораздо шире, сложнее, она имеет не только национальное содержание, но и классовое.