16 февраля №3 (22166)

Когда у Рязани будет бюджет развития?

Когда речь заходит о бюджете, в данном случае города Рязани, большинство жителей ждёт от главного финансового документа, что принципы его формирования и фактическое исполнение будут способствовать росту городской экономики, повышению комфорта городской жизни, улучшению социально-экономического положения жителей города. Что это поможет решить многочисленные проблемы градостроительной политики, благоустройства, жилищно-коммунальных услуг и дорог, обеспечения экологического благополучия.

Какую картину мы увидели на слушаниях по отчёту об исполнении бюджета города Рязани за 2018 год, прошедших на минувшей неделе? Ещё раз подтвердилось то, о чём заявляла фракция КПРФ ещё при его рассмотрении и утверждении – параметры главного финансового документа не обеспечивают необходимых условий развития города.

Несмотря на то, что и в докладе, с которым выступил заместитель главы горадминистрации, и в пояснительной записке, представленной депутатам, указано, что 72,5% от общего объёма бюджетных расходов пошли на финансирования статей образования, культуры и социальной политики, обращают на себя внимание следующие серьёзные моменты.

Из отчёта мы видим, что городской бюджет имеет серьёзную зависимость от бюджетов федерального и областного. Собственные налоговые и неналоговые доходы составили менее половины в общем объёме доходов. Удельный вес межбюджетных трансфертов (т.е. поступлений из бюджетов вышестоящего уровня) в минувшем году составил 54,8%. Эта ситуация создает безусловные риски финансирования многих жизненно важных программ, касающихся благоустройства, дорожного и коммунального хозяйства и т.д.

Разговоры о «социальной направленности», то есть о преобладающей доле расходов на социальные нужды, зачастую свидетельствуют о том, что, кроме как на выполнение необходимых социальных обязательств, на многое остальное не хватает денег.

Так, например, значительно меньше необходимого было выделено на приобретение транспорта для коммунального хозяйства и содержания дорог (поступили субсидии в сумме 48,6 млн руб., требуется дополнительно, по данным соответствующих подразделений администрации, 450 млн рублей). Проблемы с уборкой улиц зимой не заставили себя ждать.

Остались нерешёнными многие проблемы благоустройства, транспортного обеспечения и т.д.

Или посмотрим с той же «социальной стороны». Несмотря на внушительную сумму бюджетных расходов по разделу «Образование» – 6,79 миллиардов рублей (это составляет более 60% от общей суммы расходов городского бюджета за год), «львиная доля» их направлена на субсидии учреждениям образования на «финансовое обеспечение муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ)», то есть на выплату зарплаты, обеспечение содержания зданий (помещений) школ, детских садов, в том числе на оплату коммунальных услуг, и т.п., то есть на то самое «самое необходимое». На целый ряд других направлений, тоже важных, расходы уже гораздо более скромные.

Так, в рамках муниципальной программы «Развитие образования в городе Рязани» на 2016–2022 годы за 2018 год на «проведение мероприятий, направленных на обеспечение социализации и самореализации молодёжи, вовлечение в активную социально значимую общественную деятельность, поддержку талантливой молодёжи» направлено 3,67 миллиона рублей, «проведение мероприятий, направленных на совершенствование системы патриотического воспитания детей и молодёжи, формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма» – 1,82 миллиона рублей; «развитие системы поддержки одарённых детей» – 387,4 тысяч рублей; на выполнение задачи по развитию педагогического потенциала  – 297,6 тысяч рублей. И это на весь город и весь год.

За 2018 год не введено в эксплуатацию ни одной школы, хотя этот вопрос очень «острый» для многих интенсивно застраивающихся городских микрорайонов. Острой остаётся проблема нехватки мест в ясельных группах.

Причём по многим обозначенным выше позициям расходы были исполнены на 100% от запланированного или около того. То есть главный вопрос в данном случае не только в «расторопности» администрации по расходованию выделенного, а в принципах формирования бюджета, в необходимости ориентации на развитие реального сектора экономики, позволяющего обеспечить необходимые финансовые условия для поступательного развития города. То есть в смене финансовой стратегии и социально-экономического курса. Вот за это и выступает КПРФ.