16 февраля №3 (22166)

Сталин на защите русской культуры

В своё время газета «Советская Россия» опубликовала мои статьи «Где же вы, русские?», «Честь имею быть русским». Я получил немало положительных откликов, но были и отрицательные, недовольные: «Зачем поднимаете этот вопрос?», «Русские не такие, какими вы хотите их видеть» и т.д. А мне кажется, о русских надо говорить чаще. Ведь нас в России 80%. И от позиции русских зависит всё. Более того, я уверен, должна быть внятная государственная политика по русскому вопросу. От этого выиграют все. Но именно государственная. Поэтому я и обратился к этой теме.

Мало родиться русским. Надо постоянно конкретными поступками доказывать свою принадлежность к русской нации. Эти слова я вспоминаю каждый раз, когда пишу о русском народе. Сегодня они связаны с И.В. Сталиным. «Я русский грузинского происхождения» – так он говорил о себе.

Обычно, когда говорят или пишут о нём, останавливаются на экономических результатах СССР. Сколько во время И.В. Сталина было построено предприятий, как ликвидировали безработицу, готовили кадры, победили в Великой Отечественной войне. Но не менее важна и вторая сторона его деятельности – защита русского языка, культуры, духовности и нравственности. Без этого нельзя понять Сталина как целостного руководителя такой великой страны как СССР. Говорю не просто о Сталине как о человеке, а как о руководителе государства. Руководителе, позиция и слово которого определяло на многие годы официальный курс власти. Это тем более важно на фоне нынешних непрерывных и яростных атак, прежде всего, на русский народ, на его прошлое и на его героев. Да и не только на русских. Это нужно знать и для оценки слов и реальных дел нынешних руководителей страны.

Именно во времена Сталина был сделан решительный поворот в эту сторону. Во второй половине 1930-х годов в СССР впервые было издано полное собрание сочинений А.С.Пушкина. Его стали изучать в школе. Были выпущены талантливые фильмы о наших легендарных героях: А. В. Суворове, М.И.Кутузове, А. Невском, Д.Донском, Ф.Ф.Ушакове. Широко заговорили о наших великих предках: М.В.Ломоносове, Н.И. Лобачевском, Д.И. Менделееве, Н.Г. Чернышевском и других. Это восстанавливало духовную связь поколений, придавало уверенность и силы в строительстве нового общества. И что особенно важно – это стало государственной политикой. Так было.

Сталин один из первых в то время понял всю важность для страны русского народа и встал на защиту его героического и культурного наследия, поскольку именно русская культура объединила многие культуры и дала им возможность возродиться в полной мере. Борьба за достоинство русских для Сталина была борьбой за достоинство СССР. И делал он это не случайно. Слишком уж пугали противников наши трудовые и военные успехи. «Пятая колонна», с которой непрерывно боролся Сталин, вела свою антинародную деятельность не только в сфере экономики, но и в области культуры и массового сознания. Исподволь, «тихой сапой» протаскивали они политику разложения изнутри. Ту, которая сегодня льётся с утра со всех каналов телевидения, радио и страниц газет. Но тогда руководителем государства был Сталин, способный остановить это. А кто сегодня?  Культура и искусство – это грозное оружие. В чьих они руках – тому и служат. Достаточно посмотреть передачи нынешнего телевидения, чтобы понять кому они помогают – простому народу или тем, кто наживается на бедах простых людей. Через разрушение культуры разрушаются, а потом и уничтожаются народы.

В 1946 году на встрече с творческой интеллигенцией Сталин специально поднял вопрос о культуре. «Перед иностранной агентурой поставлена задача добиваться в произведениях литературы и искусства пропаганды пессимизма, всякого рода упадничества и морального разложения… пора, по-моему, понять и усвоить, что культура, являясь важной составной частью господствующей в обществе идеологии, всегда классовая и используется для защиты интересов господствующего класса, у нас для защиты интересов трудящихся. Нет искусства ради искусства, нет и не может быть каких-то «свободных», независимых от общества, как бы стоящих над обществом художников, писателей, поэтов, драматургов, режиссеров, журналистов». Тезис о «свободе творчества» они часто использовали и используют для насаждения духовного рабства.

В связи с этим заслуживает внимания отрывок из выступления на этой встрече писателя А.А. Фадеева: «Сегодня приходишь в один кинотеатр — стреляют, приходишь в другой — стреляют: повсюду идут кинофильмы, в которых герои без конца борются с врагами, где рекой льётся человеческая кровь. Везде показывают одни недостатки и трудности. Народ устал». А разве сегодня этого нет? Высмеивается положительный герой, пропагандируется низкопоклонничество перед Западом, изо всех сил искажается история русского народа. В то время нужны были сила и авторитет Сталина, чтобы остановить удар не только по русским, но и по всей духовно-нравственной системе советского общества. А где нынешние руководители? Или всё это их устраивает?

Сталин поставил задачу – наряду с пропагандой человека труда: учёного, труженика и т.д.; показывать в наших произведениях жизнь будущего, в которой не будет крови и насилия, показывать человека будущего, для которого личное счастье и счастье Родины неразделимы. Нужно показывать героев, на которых хотелось бы равняться. Своё место в мире надо защищать, и не только привычным оружием, но и правдой истории.

А разве сегодня это не нужно делать? В советское время были писатели, деятели искусств, которые жаловались, что им не дают проявить себя. Сегодня практически всё можно. А где же они – эти деятели? Где их гениальные творения? Видимо, жалобы на советскую власть были лишь прикрытием их духовной немощи.

Это всё не так безобидно, как порой некоторым кажется. Враги ставили и ставят задачу: если уж не уничтожить, то, по крайней мере, максимально ослабить сознание простого человека, сделать его максимально примитивным, не способным на самозащиту. Разделить народ на своих и чужих. И вот уже нет былого единства. Как результат – происходит выселение, изгнание русских с их исконных земель. Отсюда главное, на мой взгляд, то, что мешает нам быть сильными и жить достойно, прежде всего, разобщённость. Умело насаждаемая и искусственно поддерживаемая разобщенность простых людей. Когда каждый забился в свою норку и пытается справиться со всеми проблемами в одиночку. Но не получается, и не получится. Так и напрашиваются слова: «Русские! Ищите друг друга и объединяйтесь! Объединяйтесь и защищайтесь сообща! Ждать помощи не от кого! Полагаться можно только на самих себя!». Недавно в группах «Вконтакте» и в «Одноклассниках» открыты страницы под названием: «Где же вы, русские?» («Вконтакте»: www.vk.com/russkie62, в «Одноклассниках»: www.ok.ru/group/55815996702973). Откликнитесь. Напишите своё мнение: как стать хозяевами в своей стране, а не быть пасынками? Почему русские, показывающие героизм на полях сражений, так беззащитны в мирной жизни? Где она, загадочная русская душа и в чём её загадка?

Но вернусь к Сталину. Экономическое продвижение вперёд невозможно без культурного. Понимая это, Сталин в работе «Экономические проблемы социализма в СССР» в 1951 году пишет: «Необходимо добиться такого культурного роста общества, который бы обеспечил всем членам общества (подчёркнуто мною) всестороннее развитие их физических и умственных способностей, чтобы члены общества имели возможности получить образование, достаточное для того, чтобы стать активными деятелями общественного развития». Снова скажу: так было! Но вот спустя 70 с лишним лет, с приходом новой «демократической» власти, нам приходится снова говорить об этом! Более того, добиваться, чтобы власть занималась этими вопросами.

Советский писатель, доктор философских наук, профессор Ю. Борев в своей книге «Сталиниада» описал такой случай – во время торжественного приёма в Кремле в мае 1945 года в честь Победы Советского народа в Великой Отечественной войне, когда Сталин произнёс широко всем известный тост «За великий русский народ», к нему подошёл маршал бронетанковых войск П.С. Рыбалко и спросил: «Откуда вы, грузин, так глубоко знаете русский народ?». Сталин ответил: «Я русский грузинского происхождения». И это не единственное такое его признание. Ещё до войны, в одном из своих выступлений в дни Декады грузинского искусства в Москве, он сказал: «Я человек русской культуры». Он никогда не отрекался от своего грузинского происхождения, гордился этим, но и не раз подчёркивал, что по духу он был русского мировоззрения.