16 февраля №3 (22166)

Ю.В. Афонин: Правительство РФ решило поддержать не отечественных пенсионеров, а иностранцев

Вот уже два с половиной года, с ноября 2016 года, под флагом сделки ОПЕК+ наша страна добровольно сокращает добычу и уступает свои позиции на мировом нефтяном рынке в пользу США. Официально объяснение – чтобы поддерживать приемлемый уровень цен на наш главный экспортный товар – нефть. Приемлемый уровень – это в том числе тот, который позволит отчислять больше «сверхдоходов» от реализации нефти в так называемый Фонд национального благосостояния.

Те, кто задавался себе вопросом о том, почему при высоких ценах на нефть доходы населения падают, а фискальная политика – ужесточается, вполне могут услышать ответ про «бюджетное правило» и цену отсечения – их смысл в том, что все доходы свыше 40 долларов за баррель нефти как раз и идут в эту «национальную копилку». Дословно по сайту Минфина России: «для обеспечения устойчивого механизма пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации на длительную перспективу» (запомним эту формулировку). Делается всё это по образцу Норвегии – страны всеобщего благосостояния, чей суверенный фонд является крупнейшим в мире и заявлен именно как пенсионный (Government Pension Fund Global – с размером около $1 млрд). Действительно и в России, и в Норвегии быстро растёт число пенсионеров, и всех их государство обязано достойно обеспечивать.

И вот, наконец, копилка скоро открывается, временно превращаясь в фонд развития и обращая на себя внимание всех тех, кому до сего момента было предложено потерпеть. По итогам 2019 года Фонд национального благосостояния достигнет 7,91 трлн руб. и его ликвидная часть фонда (то есть деньги на счетах) впервые за почти десять лет может превысить 7% ВВП. После этого нечастого события Минфин получит право инвестировать средства. В 2020 году эта сумма оценивается в 1,5 – 2 трлн рублей (что, к примеру, равно всему размеру бюджетного профицита за 2019 год), в 2021 – 3,8 – 4,2 трлн рублей, в зависимости от последующей цены на нефть.

Но тут выясняется, что «достойно обеспечивать» по-русски и по-норвежски выглядит несколько по-разному.

Центробанк 14 июня включил в свой пресс-релиз по итогам заседания совета директоров планы использования этих средств ФНБ в число «потенциально проинфляционных факторов», позже в интервью западному агентству «Рейтер» Эльвира Набиуллина заявила, что считает самым неблагоприятным инвестирование всех средств фонда сверх порога в 7% ВВП и предложила поднять порог расходования выше. То есть тратить не надо, и так все хорошо.

Министр экономического развития Максим Орешкин предложил инвестировать деньги ФНБ за рубеж, чтобы соблюсти логику все того же бюджетного правила, которое помимо наполнения резервов призвано снизить зависимость рубля от цен на нефть. Ну, то есть тратить в экономике нельзя, потому что бюджетное правило, а когда можно – то тоже нельзя. Потому что бюджетное правило. Логично.

Минфин, как сообщило РБК, примерно о том же, но конкретнее. Объявил, что за счёт этих средств намерен поддерживать кредитами из ФНБ покупателей российской несырьевой продукции – зарубежных, естественно. Называлась, например, выдача Египту кредита на строительство АЭС силами «Росатома». Причём, что интересно – в нарушение правил ФНБ, поскольку те гласят, что страны, в которые вкладываются средства фонда, должны иметь рейтинг не ниже уровня «АА-» по классификации рейтинговых агентств Fitch или S&P или не ниже Аа3 по классификации Moody’s. У Египта рейтинг — «B» по классификациям S&P и Fitch и «B3» по классификации Moody’s. Он же – «мусорный».

Для тех, у кого остались сомнения о происхождении таких идей в стране, где только по официальным данным Росстата 18,9 млн человек живут за чертой бедности – смотрим последние заявления МВФ по этой теме и видим, что все предложенные действия были продуманы и предложены директорами фонда, о чём на днях написал целый ряд российских изданий.

И пока ЦБ думает, как им надёжнее выполнить методички западных хозяев и уберечь население и промышленность от государственных инвестиций, а министры отечественного правительства – как получше обустроить заграницу, вспомним цели и задачи фонда (ещё раз – «для обеспечения устойчивого механизма пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации на длительную перспективу» – так, кстати, не только на сайте Минфина написано, но и в Бюджетном кодексе) и обратимся к цифрам, и снова к Норвегии:

Минимальная норвежская пенсия составляет $27 тыс. в год, а это 140 тыс. руб. в месяц по текущему курсу. А российская – 8,8 тыс. руб. в месяц, что меньше примерно в 15 раз.

Это всё что нужно знать о ФНБ и эффективности управления его средствами силами ЦБ и Минфина. На этом можно было и закончить, только, вот спрашивается, в фонд чьего именно благосостояния мы копили 11 лет?

Очевидно: россияне стали жертвами третьего, если не четвёртого издания все того же ельцинско-гайдаровского курса, который чуть не угробил страну в девяностые годы. То, что им не удалось довершить тогда, сегодня успешно продолжает финансово-экономический блок федерального правительства и Центробанк. Прокремлевские пропагандисты нам вдалбливают в головы тезис о том, что Россия, наконец-то, начала проводить самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику, но вся деятельность Минфина, Минэка и ЦБ убеждает нас в совершенно обратном.

Уже говорил и снова повторю: зависимость нашей страны от экспорта сырья год от года должна сокращаться. КПРФ считает необходимым развитие прежде всего несырьевых, наукоёмких отраслей национальной экономики, по которым либералы вот уже четверть века методично наносят удар за ударом. Для восстановления и развития несырьевого сектора нужны серьёзные капиталовложения. Вот для этого и понадобятся доходы от экспорта углеводородов, которые должны направляться не в карманы олигархов и приближенных к трону, а на развитие отечественного народного хозяйства!