16 февраля №3 (22166)

Молчание «телевизионных ягнят»

Прошедшие 27 июля массовые беспорядки в Москве, безусловно, поставили перед обществом, властью множество болезненных вопросов. Но особенно — перед властной пропагандистской машиной. Мало того, что ведущие телеканалы страны как в рот воды набрали, когда толпы протестующих, не встречая серьёзного сопротивления, шествовали по центру российской столицы, в то время как немногочисленные «независимые» СМИ (прежде всего либерального толка), а также интернет-каналы повысили свою репутацию с помощью прямой трансляции с места событий. Впрочем, не только репутацию, ясное дело. Отслеживавшие передвижения участников акции YouTube-каналы в режиме он-лайн получали регулярные денежные поступления от зрителей, собрав к окончанию трансляции неплохой урожай. Не стоит сомневаться, что телеканалы «Дождь» и «Эхо Москвы» также укрепили свои позиции в неформальном рейтинге доверия неравнодушной к происходившему публики.

В этих условиях, когда эфир накалялся от происходящего, молчание основных провластных рупоров выглядело по меньшей мере странно. Даже традиционно разоблачительные материалы о пресловутой «руке Госдепа» поначалу публиковали разве что платные блогеры. Что это было — мастерски выдержанная театральная пауза или банальная растерянность?

Когда первоначальное медийное оцепенение прошло, провластные СМИ стали высказываться — сухо и вяло. И стали цепко держаться за версию МВД, согласно которой в беспорядках участвовало около 3,5 тысяч человек, из которых около 700 — журналисты и блогеры. Такая стабильная позиция не могла вызвать у наблюдавших он-лайн трансляции ничего кроме усмешки. Даже информация о более чем 1000 задержанных во время акции эту позицию не поколебала.

Конечно, столь вопиющий информационный провал для власти далеко не первый. Можно вспомнить и скандалы, связанные с запретом на упоминание некоторых имён на центральных телеканалах и купюры в уже отснятых телешоу. Можно вспомнить «чёрные списки» экспертов, нарушение которых каралось увольнением сотрудников телепроектов. Можно вспомнить ещё много чего. Но дело не в случаях, а в реакции главных пропагандистских структур власти на случившееся. А ведь понятно, что акция 27 июля была только разминкой перед бурей, которая может грянуть очень скоро. И здесь мы имеем дело не столько с «информационной слепотой», сколько с «зияющей пустотой», которая разверзается на наших глазах и грозит поглотить не только действующую властную модель, но и государство.

Евгений БЕРСЕНЁВ