16 февраля №3 (22166)

И.В. Сталин и наука

Почему же И.В. Сталину удалось вывести страну из эпохи деревянной сохи в эпоху водородной бомбы и освоения космоса? В руководстве страной, её политикой и экономикой И.В. Сталин всегда опирался на науку и её штаб – Академию наук СССР. Он лично и постоянно занимался подбором наиболее талантливых организаторов науки и выдающихся учёных, прежде всего на должность президентов АН СССР.

В сталинскую эпоху выросли и проявили выдающиеся достижения в руководстве академией С.И.Вавилов, Н.А.Несмеянов, В.Р.Келдыш. Именно при них в Советском Союзе были достигнуты успехи, великие открытия и достижения в области химии, физики, математики и космонавтики, превзошедшие мировые показатели. Реализуя свой грандиозный план, Сталин достиг замечательных успехов. Созданная научная инфраструктура в то время не уступала американской. И это в нищей стране, разрушенной войной. Сеть фундаментальных и прикладных научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро и вузовских лабораторий охватила весь фронт исследований. Учёные стали подлинной элитой страны. Имена Курчатова, Ландау, Тамма, Келдыша, Королёва, Туполева известны во всем мире.

Возьмём 1946 год. Страна ещё не оправилась от войны, многие города и сёла лежали в руинах. Но советское руководство хорошо понимало значение вычислительной техники. В том году начались работы по созданию компьютеров. 1949 год. Заработал первый советский компьютер (МЭСМ). Это был первый компьютер в Европе и второй в мире. Первый работающий компьютер был создан в США в 1946 году. Особое значение Сталин придавал самым передовым направлениям науки и техники, выводившим СССР на качественно новый уровень развития. Так, только в 1946 году лично Сталиным было подписано около шестидесяти важнейших документов, определивших развитие атомной науки и техники, ракетостроения. Результатом выполнения этих решений стало не только создание ядерного щита страны, но и запуск первого в мире спутника Земли в 1957 году, спуск на воду в 1957 году первого в мире атомного ледокола «Ленин» и последующее развитие атомной энергетики.

Если накануне войны в СССР насчитывалось 29 университетов, где обучалось 76 тыс. студентов, то в 1955 году в 33 университетах получали образование 185 тыс. студентов и 5 тыс. аспирантов, около 10 % всех студентов страны. То есть всего в стране было 1 млн 850 тыс. студентов. Послевоенное десятилетие характеризовалось ростом престижа научно-преподавательской работы. Зарплата ректора выросла с 2,5 тыс. до 8 тыс. руб., профессора, доктора наук с 2 тыс. до 5 тыс. руб., доцента, кандидата наук с 10-летним стажем – с 1200 до 3200 руб. В эти годы соотношение зарплаты доцента, кандидата наук и квалифицированного рабочего составляло примерно 4 к 1, а профессора, доктора наук 7 к 1. Такого уровня оплаты труда отечественные учёные и вузовские преподаватели не имели в последующие годы, ибо после Сталина при постоянном росте цен, повышении зарплаты другим категориям служащих оплата труда учёных и преподавателей оставалась неизменной свыше 40 лет.

То, что мы называем «сталинской академией», возникло в первой половине 1930-х гг. В это время в Академии наук СССР была создана единая централизованная система контроля за эффективностью научной работы. Централизованное руководство научными исследованиями выражалось в том, что темы научных работ, выполняемых в научно-исследовательских институтах, должны были утверждаться не ниже, чем в Президиуме Академии. То же самое касалось вопросов, связанных с объёмом бюджета, подбором кадров и сроками исполнения. Планирование и контроль научной работы осуществлялись по аналогии с планированием и контролем промышленного производства. Денежные средства, которые предполагалось истратить на исследование, утверждались, как минимум, за год. Одним из наиболее жёстких принципов организации сталинской науки было требование её тесной связи с практикой. Основными задачами АН СССР были практические потребности страны в новых знаниях. И.В. Сталин понимал, что без создания элитных научных зон, где бы концентрировался научный «мозг» нации, обеспеченный предельно высоким уровнем жизни, он не выведет страну на магистральную дорогу технического прогресса. Поэтому началось строительство академгородков, выделялись на это огромные средства. Сейчас эти академгородки в России, согласно новой моде, переименовываются в «технопарки».

К сожалению, в последующие годы и особенно в настоящее время отношение руководителей государства к науке, его поддержка развития стратегических направлений её развития практически упали к нулевому уровню. Самую опасную отрицательную преступную роль сыграли антинародные действия в отношении науки Ельцина и Горбачева, прекратившие по существу финансирование науки, закрывшие многие важнейшие стратегические направления её развития, сократившие около половины научных учреждений и две трети научных работников. С точки зрения стратегии социально-экономического развития страны разорение науки является наиболее опасным и преступным деянием названных выше лиц, совершённых против страны и собственного народа.