16 февраля №3 (22166)

Геннадий Зюганов: Проект бюджета – саботаж посланий президента

«Главное событие осенней сессии Государственной думы – это утверждение федерального бюджета. Его назначение – быть надёжным фундаментом для достижения наших основных стратегических целей: преодолеть массовую бедность, справиться с демографическим кризисом, добиться технологического прорыва, войти в число ведущих экономик мира. Бюджет — не просто важнейший финансовый документ. Это, по сути, кровеносная система национальной экономики и социальной сферы. Однако подготовленный правительством проект бюджета на предстоящую трёхлетку прямо противоречит посланиям президента и ключевым задачам, стоящим перед Россией. И может их полностью перечеркнуть.

Курс на отставание

Наша партия выступила с целым рядом конкретных предложений и законопроектов, направленных на формирование полноценного бюджета развития, в корне отличного от того, который навязывает стране кабинет министров. Но чтобы понять, в чём состоит отличие нашего видения бюджета, нужно вникнуть в суть того, что предлагает правительство, уяснить, какие опасности несёт его бюджетный проект.

Для того чтобы объективно оценить проводимую сегодня экономическую политику, надо в первую очередь дать оценку базовым показателям, от которых зависит наполнение государственной казны.

Главным среди таких показателей является валовой внутренний продукт — ВВП. По прогнозу правительства, в 2020 году он составит 112,9 трлн руб., в 2021-м — 120,4 трлн, в 2022-м — 128,5 трлн. Эти цифры отражают масштаб реальной экономики страны. А прогнозируемая правительством динамика ВВП, заложенная в проект бюджета, отражает полную бесперспективность с точки зрения экономического роста.

Чтобы войти в пятёрку крупнейших мировых экономик, мы должны расти такими темпами, которые существенно превышают среднемировые. И увеличить ВВП в полтора раза — как и было заявлено президентом. Год назад, когда утверждался текущий бюджет, правительство прогнозировало рост ВВП в 2019-м всего на 2,3% по сравнению с 2018-м. Теперь же оно прогнозирует, что по итогам нынешнего года этот показатель не превысит 1,3%. Снижение темпов роста на 1% в денежном выражении означает потерю 1 трлн 84 млрд руб. Почти 200 млрд из этих средств могли поступить в бюджет. За счёт них можно было удвоить расходы на ЖКХ или на охрану окружающей среды.

На 2020 год в проекте бюджета также заложен рост, существенно отстающий от среднемирового, — 1,7%. Фактически экономика топчется на месте.

Не только специалистам, но и всем здравомыслящим гражданам ясно: для её успешного развития необходим рост инвестиций. В текущем году они увеличены на 9,6% по сравнению с 2018-м. В 2020-м их планируют увеличить только на 8,6% по сравнению с 2019-м. С учётом реальной инфляции, которая существенно превышает официальную, можно сделать вывод, что рост инвестиций в экономику сводится к минимуму.

Другой крайне негативный фактор — это рост импорта на фоне снижения экспорта. В 2020-м импорт предполагается увеличить на 4,8% и одновременно снизить экспорт российской продукции на 0,3%. Это неизбежно спровоцирует скачок курса доллара и евро, а значит, и рост цен на импортируемую продукцию. Отсюда следует, что покупательная способность граждан будет падать и дальше. Продолжится массовое обнищание, которое не останавливается уже шестой год подряд. На фоне снижения потребительского спроса будет усугубляться стагнация экономики.

Именно об этом свидетельствует заложенный в проекте бюджета крайне низкий рост прибыли так называемых прибыльных организаций: всего на 2,7% в 2020 году. Да и этот скромный рост, как и в прежние годы, будет обеспечен не реальной экономикой, а банковской системой.

Одним из показателей, свидетельствующих об экономической деградации, является отсутствие роста переработки сырья, в частности роста экспорта нефтепродуктов. Между тем наша экономика при нынешнем курсе сохраняет прежний сырьевой характер. В условиях бурного развития новых технологий, которое наблюдается в мире, зависимость от сырьевых факторов не приближает нас к пятёрке ведущих экономик мира, а отбрасывает всё дальше назад.

При такой общей картине, которая складывается из макроэкономических показателей, заложенных в проекте бюджета, нельзя рассчитывать на прорыв, укрепление конкурентоспособности России, рост её авторитета в мире и улучшение социальной ситуации в стране.

Ещё одним убедительным доказательством тому является низкий рост фонда заработной платы, заложенный в проекте. В текущем году, согласно предварительным оценкам министерства финансов, фонд заработной платы должен вырасти на 6% относительно 2018 года. А в 2020-м

– всего на 5,4%. Даже если учитывать только официальную инфляцию, она из этих 5–6% «съест» 3–4. Между тем, согласно недавним социологическим опросам, товары первой необходимости сегодня обходятся гражданам на 10–20% дороже, чем год назад. Отсюда можно сделать вывод: заложенный в проекте бюджета рост фонда заработной платы минимум вдвое ниже того, который позволяет хотя бы приостановить обнищание народа.

Как и в прежние годы, кабинет министров предлагает нам смириться с тревожной тенденцией снижения доходов бюджета по отношению к валовому внутреннему продукту. Ожидается, что в нынешнем году они составят 18,5% от ВВП против 18,7%, которые прогнозировались ранее. Казалось бы, разница несущественная — всего 0,2%. Но она означает, что бюджет лишается ещё 217 млрд руб. Эта сумма превышает расходы текущего года на культуру и спорт, вместе взятые. За счёт потерянных миллиардов можно было удвоить вложения в эти важнейшие сферы, которым составители нового бюджета уготовили на ближайшую трёхлетку ещё более голодный паёк, чем в прежние годы.

 

Продолжение в следующем номере.