16 февраля №3 (22166)

Щупальца кадастра

Кто сказал, что в нашем правительстве сидят безмозглые тупари, которые ни бельмеса не соображают в рыночной экономике? В её главном законе — получении дополнительной прибыли — здесь частенько обнаруживают такие «нюансы» и резервы, что пресловутому Западу остаётся только локти кусать.

 

ВОТ ТОМУ ПОСЛЕДНИЙ ПРИМЕР

С 1 января 2020 года налог на недвижимость в РФ будет исчисляться не от инвентаризационной стоимости объекта, а от кадастровой. В чём суть новации?

Напомним, со времён СССР стоимость жилых, производственных строений при сдаче их в эксплуатацию определяло Бюро технической инвентаризации (БТИ). Цена недвижимости десятилетиями оставалась неизменной, поправки на инфляцию вносились через длительные периоды. Главные требования со стороны власти заключались в том, чтобы жильё отвечало своему назначению, а промпредприятия работали стабильно. Стоимость капитальных строений практически особой роли не играла.

Действовавший порядок был нарушен при переходе к рынку, где место первой скрипки занимал процесс массовой приватизации недвижимости. И к середине второго десятилетия ХХI века российские реформаторы «вдруг» обнаружили, что между зафиксированной в госорганах стоимостью объектов и той, которая фактически используется при их купле-продаже, дистанция нередко достигает космических размеров.

Естественно, это вносило сумятицу при определении уровня арендной платы, при осуществлении коммерческих сделок и т.д. Но больше всего от «диспаритета цен» проигрывало государство: при установлении размера фискальных сборов оно было вынуждено ограничивать свои аппетиты официально указанной в документах стоимостью объекта. Вот этот-то барьер на пути пополнения госказны и требовалось ликвидировать. Причём как можно быстрее.

А чтобы злые языки не упрекали кабмин Дмитрия Медведева в том, что, мол, вместо инвестиций в отечественную промышленность чиновники накидывают на неё ещё одну налоговую удавку, грядущей акции традиционно дали благопристойное название — «Развитие и совершенствование рыночного механизма в российской экономике».

Чем такая «оптимизация» обернётся для населения и производственников, рассмотрим на примере Свердловской области, где чиновники тут же взяли под козырёк, заслышав команду из Белокаменной: «От инвентаризации — к кадастру!».

«Мы уже обследовали более 3 миллионов объектов, — сообщила заместитель директора регионального Центра кадастровой оценки (ЦКО) Елена Топал. — Это здания, сооружения, агрофермы, разного рода строения, в том числе те, на которых работы ещё не закончены, гаражи и другая недвижимость. Список занимает 61982 страницы печатного текста. Нам необходимо определить стоимость каждого объекта по текущим рыночным ценам».

Первый заместитель главы министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области (МУГИСО) Елена Николаева напомнила, что размер налога для физических лиц может варьироваться от 0,1 до 0,3 процента кадастровой стоимости строения, а право устанавливать конкретный показатель в этих пределах возложено на муниципалитеты. Предварительные расчёты показывают, что начисляемая сумма налога на все объекты Среднего Урала с будущего года увеличится примерно на 4,85 процента.

«Пусть эта цифра не пугает свердловчан, — успокаивают в МУГИСО. — Для большинства граждан, имеющих «своё дело», процесс пройдёт безболезненно, а для владельцев предприятий, у которых сумма налога возрастёт ощутимо, предусмотрен плавный, поэтапный её рост не более чем на 10 процентов в год».

Ничего себе подарочек! Этот «щадящий режим» напоминает средневековую казнь, где палач не сразу отсекает жертве голову, а лишает вначале одной ноги, потом другой, то же самое проделывает с руками. При отрубании головы жертва боли уже не чувствует.

Короче, не надо быть проницательным и дотошным экспертом, чтобы прийти к очевидному выводу: правительство страны остаётся верным своим методам управления отечественной экономикой — вместо инвестиций в её развитие выжимает последние соки из промышленного госсектора, частных предприятий, малого и среднего бизнеса, вбивает ещё один кол в могилу индивидуального предпринимательства. Ну а про «перспективы» выживания рядовых граждан и подумать страшно.

Но ведь какую-то же цель должны ставить перед собой «птенцы гнезда Медведева»? Во имя чего они напрягали мозги, выдавая явный грабёж за развитие рыночного механизма?

Нельзя забывать про «подушку безопасности» властной элиты с кощунственно-издевательским названием «Фонд национального благосостояния», где уже осело свыше 10 триллионов рублей. И не случайно в РФ принимается профицитный бюджет — запас прочности для избранных. Внедрение же дополнительных налогов в соответствии с законом классического рынка обернётся очередным скачком цен абсолютно на все виды товаров: производители будут вынуждены компенсировать свои финансовые издержки.

Очередная акция по опустошению карманов у свердловчан стартует в 2021 году. Хорошо понимая, как может на неё отреагировать народ, здесь постарались придать ей «цивилизованную» форму сервиса. Во-первых, каждому дозволено ознакомиться с предварительными расчётами кадастровой стоимости на сайте Росреестра. Во-вторых, на другом сайте гражданин может узнать номер, под которым зафиксирована его недвижимость.

«В случае несогласия с оценкой объекта человек вправе обжаловать её в нашем областном Управлении госимуществом», — бодро завершила перечень полагающихся услуг при экзекуции своих земляков Елена Николаева.

Значит, арбитром (даже чуть ли не адвокатом) в спорных вопросах готово выступить государство? Но на чью сторону оно встанет, если, скажем, дачник однажды обнаружит на сайте, что его развалившаяся банька оценена аж в целый миллион и он обязан отчислять с него проценты в госказну?

Вывод легко предсказуем: правительство РФ ещё ни разу не приносило публичных извинений за своё головотяпство. А пытаться нашему дачнику уличить его в том через суд — значит повторить печальный опыт несчастной кобылы, надумавшей тягаться с волком. И в нашей истории чиновники, естественно, не наступят на горло собственной «кадастровой песне». Тем более что её мелодия, судя по всему, вполне по душе и хозяину Кремля.