17 июня №13 (22114)

Какие услуги гарантирует программа ОМС

Когда человека что-то беспокоит, то в первую очередь он обращается в поликлинику по месту жительства. К сожалению, бывает, что там граждане сталкиваются с невежливым отношением медперсонала, отсутствием талонов к узким специалистам, очередями и другими неприятностями. А ведь когда человек болен, он нуждается в поддержке и вежливом отношении и особенно остро реагирует на любые нестандартные ситуации.

Итак, что же делать, если вам кажется, что вы столкнулись с произволом или некачественным лечением?

В первую очередь, вспомнить о том, что каждый гражданин России имеет право на получение полиса обязательного медицинского страхования. Но далеко не всем известно, какой ряд услуг входит в программу ОМС. К примеру, каждый человек имеет право выбрать лечебное учреждения не по месту регистрации, а по месту фактического пребывания. Также предусмотрена возможность самостоятельного выбора лечащего врача, для этого надо написать заявление на имя главного врача поликлиники.

Полис гарантирует бесплатное оказание медицинской помощи:

экстренной, которая является скорой медицинской помощью, необходимой для устранения угрозы здоровью и жизни человека;

амбулаторной, которая предоставляется в условиях поликлиник и предусматривает проведение диагностических процедур, плановой диспансеризации, терапии заболеваний в домашних условиях или на дневных стационарах. Согласно программе ОМС, амбулаторная медицинская помощь не включает бесплатного обеспечения граждан лекарственными средствами во время лечения;

стационарной, которая оказывается в форме плановой и неотложной госпитализации в таких случаях, как патологии или прерывание беременности, роды, обострения хронических недугов, направления врачей поликлиник, ситуации, связанные с необходимостью интенсивной терапии.

Кроме этих видов услуг, полис ОМС гарантирует своему владельцу возможность воспользоваться медпомощью, связанной с применением современных высокоточных технологий и методик — как с целью проведения исследования для постановки диагноза, так и непосредственно для лечения (за исключением косметологической, пластической хирургии).

Полный перечень всех медицинских услуг, которые оказываются бесплатно в государственных учреждениях здравоохранения вы можете получить в страховой компании, где оформлен ваш полис ОМС, либо в территориальном фонде медицинского страхования.

Но бывает, что гражданам отказывают в бесплатном лечении.

Куда же обращаться за защитой своих прав?

Должностное лицо первой инстанции — это главный врач лечебного учреждения, на имя которого вы должны составить претензию о некачественном оказании либо об отказе в оказании медицинской помощи в рамках ОМС. Возможно, после данного обращения ваша проблема будет решена.

Если нет, то следует обращаться в следующие органы надзора и контроля:

в министерство здравоохранения региона – если главврач не принимает жалобу от пациента или игнорирует ее. Написать жалобу в Минздрав можно на: продолжительные очереди, некачественное обслуживание, невнимательность и грубое отношение персонала медицинского учреждения и др;

в страховую компанию, которая выдала полис медицинского страхования – если врач отказывается выписывать пациенту лекарства, которые включены в перечень бесплатных медикаментов, оговоренных в полисе ОМС, если врач не сказал пациенту, что лекарство ему положено бесплатно;

в Росздравнадзор – если были нарушены законные права пациента, персонал поликлиники нарушает правила оказания медицинской помощи; если пациента не устраивает результат лечения и т. д. То есть в эту инстанцию заявитель может обратиться в том случае, если его права, как потребителя медицинских услуг были нарушены, а также, если присутствовал факт угрозы его жизни или здоровью;

в прокуратуру – если пациент столкнулся с вымогательством персонала денежных средств; врач причинил вред здоровью пациенту, установив ему неправильный диагноз в Роспотебнадзор можно обращаться в случае, если вам были оказаны медицинские услуги ненадлежащего качества как в бюджетных учреждениях здравоохранения, так и в коммерческих клиниках.

Ещё один момент, который нельзя не затронуть.

Бывает, что в рамках ОМС очень трудно попасть на приём к узким специалистам, талонов на всех не хватает, люди могут ждать приёма неделями. В поликлиниках талоны на приём выдают, как правило, в утреннее время. И часто чтобы получить заветный талон, пациенты занимают очередь с 6 утра и даже раньше.

В данной ситуации усматривается нарушение прав человека как потребителя услуг медицинского характера. Поликлиника, установив энное количество талонов на каждый день и время их получения, нарушает права пациента в рамках ОМС.

Обязательное медстрахование гарантирует доступное и качественное получение медицинской помощи не только экстренной, которая оказывается и без медполиса, но и профилактической и дополнительной.

Соответственно получить талон на приём к необходимому специалисту можно в режиме работы данного лечебного учреждения, куда вы обращаетесь. Если талоны отсутствуют, то необходимо написать претензию главному врачу, а также обратиться в свою страховую компанию и фонд медстрахования с заявлением о нарушении ваших прав в рамках ОМС. Часто врачей узкой специализации не хватает, однако это не является законным предлогом в ограничении предоставления медицинской помощи, чем, собственно, и является утренняя раздача ограниченного количества талонов.