3 июня №12 (22113)

ВЛАСТИ ЗАПУТАЛИСЬ В ПРОГРАММАХ И ОБЕЩАНИЯХ

В следующем году завершается срок «Концепции развития России 2020». Уверен, власти не только не будут подводить её итоги, но вообще постараются замолчать этот вопрос. А ведь сколько обещали! Под утверждением этой Концепции стоит подпись В.В. Путина, в то время (в 2008 году) возглавлявшего правительство России. Были поставлены задачи, о которых постоянно говорили в то время: устойчивое повышение благосостояния народа, поступательное развитие экономики, укрепление позиций в мировом сообществе. При этом был сделан удивительный вывод: за последние годы Россия восстановила статус мощной экономической державы?!! Многие забыли об этих задачах. Но их стоит вспомнить, чтобы ещё и ещё раз не попадаться на пустые обещания:

– уровень доходов и качество жизни россиян к 2020 году достигнет показателей, характерных для развитых экономик! Произойдёт значительное сокращение неравенства и преодоление бедности! Реально располагаемые доходы населения вырастут на 53–54! Доля среднего класса составит более половины населения;

– усиление охраны здоровья, продолжительность жизни возрастёт на 2,5 года;

– доля населения, проживающего в местах с неблагоприятной экологической обстановкой, снизится с 43% до 14% в 2020 году;

– средний уровень обеспеченности жильём достигнет к 2020 году около 30 м2 на человека (или 100 м2 на среднестатистическую семью). Сокращение к 2020 году срока обеспечения социальным жильём малоимущего населения: оно должно ждать получения жилья не более 3–5 лет после постановки на учёт;

– реформа пенсионной системы приведёт к повышению размера пенсий, обеспечивающих достойную жизнь пенсионеров;

– в 2015–2020 годах Россия должна войти в пятёрку стран-лидеров по объёму валового внутреннего продукта. Россия сумеет выдержать конкуренцию не только с Китаем и Индией, но и высококачественной и инновационной продукцией развитых стран Европы, США и Азии.

Можно, конечно, продолжить перечисление всего обещанного к 2020 году, но, думаю, уже перечисленного достаточно.

Но ни одна из задач концепции не была выполнена. По хорошему, Путину и Медведеву, прежде всего, надо было пригласить независимых учёных, специалистов и разобраться, почему не выполняются их указы и законы. Но никаких выводов о причинах не было сделано. Для нынешней власти это стало системой. А как можно предлагать лечение, не поставив диагноза? Видимо, для нынешнего руководства страны это можно.

Оправдывая невыполнение своих указов и законов, власти любят жаловаться на санкции со стороны западных стран. А что, они всё ещё ждут от них помощи? С какой стати? Более того, к подготовке этих документов было приглашено свыше 100 западных «специалистов». Непонятно, если США и Запад постоянно мешают нам, то зачем было приглашать от них помощников-специалистов, да ещё платить им? А что из этого вышло? Кто выиграл?

Здесь стоит вспомнить о Сталине – почему ему и его Правительству не сумели помешать ни США, ни Западные страны? Потому что они не заигрывали с Западом, не подстраивались под них и не копировали. Потому, что Сталин работал на наш народ, на СССР, сумел мобилизовать все силы страны на её развитие. Каждый Советский Союз вводил по 600 лучших, по тем временам, предприятий, и к 1937 году СССР вышел на второе место в мире и первое место в Европе по основным видам тяжёлой промышленности. Причём без болтовни и громких деклараций. Вот чего нам не хватает.

Не умея «работать» по-другому, власти снова идут по прежнему пути и повторяют старые ошибки. Ещё 7 мая 2018 года, президент России подписал Указ №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». В нём тоже много хороших обещаний. К 2024 году снизить в два раза уровень бедности; улучшать жилищные условия не менее 5 млн семей ежегодно; Россия должна войти в число пяти крупнейших экономик мира, обеспечение темпов экономического роста выше мировых; повысить ожидаемую продолжительность жизни до 78 лет

(к 2030 году – до 80 лет). И многое другое.

В центр решения этих задач поставлены 12 Национальных проектов. Но как это увязано с недавно принятым федеральным бюджетом до 2024 года? Давайте посчитаем. Из него в ближайшие три года на проекты необходимо выделить 8,6 трлн рублей. Но сам бюджет за эти годы должен вырасти всего на 2,6 триллиона, то где взять недостающие 6 трлн? Если даже ни на образование, ни на здравоохранение, ни на что другое не увеличивать деньги, всё равно не хватит.

Может, региональные бюджеты выручат? Из них на проекты планируют выделить 5 трлн, но сами бюджеты должны вырасти всего на 3 трлн рубей. И здесь не хватает 2 трлн Да ещё долги у регионов почти 2 трлн Выходит, и они на это денег не найдут. Частный бизнес тоже не очень охотно вкладывает деньги в такие проекты. Об этом говорил вице-премьер, министр финансов Силуанов в июне 2019 года на Санкт-Петербургском экономическом форуме. Значит, проекты заведомо не будут выполнены.

Вот и получаются метаморфозы, о которых пишет даже Счётная палата РФ. Так, в Указе президента говорится о ежегодном улучшении жилищных условий пяти млн семей. Но в программе «Обеспечения доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами» эта цель отсутствует! Забыли или специально не внесли, поскольку не хватает денег? Другой пример: Указом определено – обеспечить повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году – до 80 лет). Но в паспортах программ «Развитие здравоохранение» и «Демография и здравоохранение» эта задача отсутствует. Снова забыли?

Да и то, на что увеличивается финансирование, реально выглядит совсем не так радужно, как официально преподносится. Возьмём здравоохранение. Из бюджетов всех уровней на финансирование этой сферы в 2020 году выделяется три процента валового внутреннего продукта, а в эти же годы Великобритания выделяет 7,2 процента, Франция – 8,0%, США – 10,1%. Если учитывать, что их валовой внутренний продукт в разы больше нашего, отставание в финансировании здравоохранения в ближайшие годы только увеличится. Чем же здесь хвалиться? Примерно та же картина и с образованием.

Вообще, парадоксов много. Профицит, то есть превышение доходов над расходами, в 2019 году составляет 1,9 трлн рублей. На ближайшие годы запланирована, примерно, такая же сумма. Это так называемые «лишние» деньги. Но возникает вопрос: если есть «лишние», то зачем власть лезет в новые долги? Если в 2018 году госдолг составил 12,5 трлн руб, в 2019 – 19,5 (на три триллиона больше), то в 2022 году составит 21,2 трлн. При этом о профиците по всем каналам телевидения говорят практически каждый день, а о росте долга молчат. Почему? А ведь только на обслуживание государственного и муниципального долга за эти годы уйдёт около 4,4 трлн рублей – значительно больше, чем тратится в год федеральным бюджетом на оборону, в 4 раза – на здравоохранение, в 4 раза – на образование, почти в восемь раза больше, чем на ЖКХ. С кого будут брать деньги на погашение долга? Ради чего это делается? Ради заботы о простом человеке?

В ближайшие три года планируется осуществить дополнительные взносы в уставные капиталы акционерных обществ в размере почти 300 млрд рублей. Но непонятно, зачем это делается? Что это даст простому человеку? Скажется ли на улучшении его жизни? Или выделенные деньги будут просто прокручиваться в банках?

К сожалению, это не единичные примеры. 120 млрд рублей выделяется на стройки, по которым ещё нет в полной мере подготовленной документации, что, конечно, превратит их в долгострой. В 2018 году 50 процентов объектов подлежащих вводу, так и не были введены в эксплуатацию. А сколько их ещё будет?

Завершить хочу фразой председателя правительства РФ Д.А. Медведева во время его недавнего отчёта перед журналистами: «Люди по регионам молчат, значит, их всё устраивает»!

Выводы делайте сами.