16 февраля №3 (22166)

О Манифесте Коммунистической партии

21 февраля 171 год назад  в Лондоне впервые был опубликован «Манифест Коммунистической партии», написанный К.Марксом и Ф.Энгельсом в качестве Программы «Союза коммунистов». С тех пор он сотни раз переиздавался на 74 языках мира. И продолжает переиздаваться поныне. Этот документ оказал огромное влияние на умы миллионов мыслителей. И не случайно в 2013 году рукопись «Манифеста Коммунистической партии» была включена в реестр документального  наследия «Память мира» (проект ЮНЕСКО) с формулировкой: «Манифест Коммунистической партии» и «Капитал»  являются двумя из наиболее важных публикаций 19 века, весьма влиятельные и по сей день».

Ниже предлагается краткий подход к изложению основных идей данного «Манифеста».

  1. Уже во введении

К. Маркс и Ф. Энгельс пишут: «Пора уже коммунистам перед всем миром открыто изложить свои взгляды, свои цели, свои стремления». В то время Марксу было 29 лет, Энгельсу – 27 лет. «Манифест» – это не теоретические измышления, а серьёзный научный анализ и обоснование целей, задач и методов борьбы. Впоследствии В.И. Ленин писал: «Это небольшая книжечка стоит целых томов: духом её живет и движется до сих пор весь организованный и борющийся пролетариат цивилизованного мира». (Полн.собр. соч.,т.2.с. 10).

В современной буржуазной России этот документ старательно замалчивается, его стараются предать забвению. Сегодня практически все российские проправительственные «учёные» и журналисты утверждают, что «Манифест» устарел, потерял свою актуальность.

И эти нападки не случайны. История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов, писали авторы. Поэтому, в «Манифесте» история анализируется через противоречия и борьбу классов эксплуататоров и класса эксплуатируемых, буржуа и наёмных работников. Ф. Энгельс в пояснении к одному из изданий «Манифеста» писал: «Под буржуазией понимается класс современных капиталистов, собственников средств общественного производства, применяющих наемный труд. Под пролетариатом понимается класс современных наемных рабочих, которые, будучи лишены своих собственных средств производства, вынуждены, для того чтобы жить, продавать свою рабочую силу». И до тех пор, пока на Земле будут существовать эти два класса: трудящихся и тех, кто наживается на их труде, присваивает себе часть неоплаченного им труда, идеи «Манифеста» будут актуальны, важны и нужны. Здесь уместно будет привести слова академика П. Поспелова: «Маркс и Энгельс научили пролетариат всего мира сознавать свои силы… На место мечтаний о лучшем будущем человечества они поставили науку о революционном преобразовании мира, об исторической закономерности гибели капитализма и создания нового экономического и политического строя, фундаментом которого является общественная собственность на средства производства». (Выделено мною). Это, думается, самое важное. Мечтать не возбраняется, но для улучшения жизни надо что-то делать. Надо бороться.

Здесь важно вспомнить одно из принципиальных положений доклада Г.А. Зюганова на Пленуме ЦК КПРФ от 18 октября 2014 года «Положение рабочего класса в России и задачи КПРФ по усилению влияния в пролетарской среде». Суть его в том, что: «Вместе с пролетариями физического труда класс эксплуатируемых работников включает огромную армию пролетариев умственного труда». Это учителя, врачи, учёные, работники искусства, культуры и так далее. Все они вынуждены продавать свою рабочую силу в обмен на крайне небольшую заработную плату, которая нередко не покрывает даже минимальные потребности человека. А если у него есть семья, то во многих случаях это просто нищета. Более того, буржуазия превратила личное достоинство человека в меновую стоимость. «Капитал» любит говорить о свободе, но под ней, в рамках нынешних буржуазных производственных отношений, понимают свободу торговли, свободу купли и продажи.

В «Манифесте» впервые отмечается, что основным условием существования и господства класса буржуазии является накопление богатства в руках частных собственников, образование и увеличение их капитала. При этом условием существования капитала является наёмный труд. Наёмный труд держится исключительно на конкуренции рабочих между собой.

Отсюда выходит, что наёмные работники только тогда и могут существовать, когда находят работу. И находят её лишь до тех пор, пока они нужны собственнику средств производства, пока их труд даёт им прибыль, увеличивает им капитал. Эти работники вынуждены продавать себя поштучно. Они представляют собой такой же товар, как и всякий другой предмет торговли, а потому в равной мере подвержены всем случайностям конкуренции, всем колебаниям рынка. Вот эта искусственно создаваемая конкуренция между работниками и является одной из серьёзных причин их разобщения. Говорят, рабочему нечего терять, кроме своих цепей. Но сегодня создаётся впечатление, что многие держатся за эти цепи, как за последний спасательный круг, и тем самым своим молчанием создают возможности для бесконечного обогащения класса капитала. Не случайно в России возникла ситуация, когда, с одной стороны, даже по самым скромным подсчётам, свыше 20 млн бедных, а с другой – 200 семей олигархов владеют 80% богатств страны. Если бы каждый из этих бедных сказал только слово, а не отсиделся бы на выборах дома, – ситуация была бы совсем другой.

Буржуазия повсеместно сгущает население, централизует средства производства, концентрирует собственность в своих руках. Но для этого ей необходима политическая централизация… с одним национальным классовым интересом. Понятно, что это интерес не наёмных работников.

Для капитала главное прибыль. В условиях всемирной торговой войны, ей выгоднее поддерживать высокие цены, чем производить дополнительные товары и тратиться на развитие производства. Наоборот, там, где можно и удавалось, они тормозили так называемое «лишнее» производство, разрушали его. Они превратились в его оковы. Примером тому – Россия. Десятки тысяч разрушенных промышленных и сельхозпредприятий, явная и скрытая массовая безработица и засилие иностранных товаров. Даже таких, как рубашки, костюмы, ручки, карандаши, морковь, лук, чеснок, молоко и т.п., не требующие особо высоких технологий. Страна оказалась «вдруг» отброшенной назад и чтобы выйти на путь развития, необходима смена политического курса, о чём неоднократно говорилось в документах КПРФ.

  1. В «Манифесте» не только дан новый взгляд на историю человечества, но и прозорливо указаны некоторые тенденции будущего. Производственные отношения одной страны становятся слишком узким для развития производства. И капитал, в погоне за дополнительной прибылью, устремляется во все стороны света. Происходит процесс глобализации, о нём и его последствиях за последние годы говорят всё больше и больше. Торговые войны, о которых писали

К. Маркс и Ф. Энгельс, сегодня приобрели особый, зловещий характер. Отсюда и те многочисленные войны, которые были и которые мы наблюдаем за последние годы. В каждой войне нужно, прежде всего, видеть экономические интересы. Тогда многое станет ясным.

Здесь нужно подчеркнуть, что нельзя путать глобализацию и глобализм. Глобализация – это естественный процесс укрупнения производства, снижения издержек производства за счёт использования современной техники и технологий. Это развитие науки и образования. При этом выигрывает весь народ. Глобализм – это распространение капиталистических производственных отношений во всё более широких масштабах, в результате которого ещё больше наживается узкий круг капиталистов. Проигрывают все остальные. По сути, уже в первой главе «Манифеста» пишется об этом. И многие эксперты обратили на это внимание. Так, британский историк К. Харман отмечал в 2003 году, что некоторые подходы из «Манифеста» предвосхищают новейшие исследования глобализации. По мнению другого британского исследователя

А. Каллиникоса, это «поистине манифест XXI века».

  1. Как противостоять этому? К. Маркс и Ф. Энгельс дают ответ на этот вопрос и в будущем, в своих последующих работах, неоднократно к нему возвращаются. Сначала, пишут они, борьбу ведут отдельные рабочие. Потом рабочие одного предприятия. Затем одной местности, одной отрасли. Сначала они выступают сообща для защиты своей зарплаты. Но они могут на этом остановиться. «Всякая классовая борьба, – написано в Манифесте – есть борьба политическая». Работники должны объединяться, чтобы обеспечить себе защиту и победу. Это организация пролетариев в класс и, тем самым, в политическую партию. Основным условием существования и господства класса буржуазии является накопление богатства в руках частных лиц, образование и увеличение капитала. Условием существования капитала является наёмный труд.

Ближайшая цель коммунистов та же, что и всех остальных пролетарских партий: формирование пролетариата в класс, ниспровержение господства буржуазии, завоевание пролетариатом политической власти. Зачем? Мы хотим уничтожить жалкий характер такого присвоения, когда рабочий живёт только для того, чтобы увеличивать капитал, и живёт лишь постольку, поскольку этого требуют интересы господствующего класса. Коммунизм ни у кого не отнимает возможности присвоения общественных продуктов, он отнимает лишь возможность посредством этого присвоения порабощать чужой труд.

В качестве конкретных шагов, которые вполне приемлемы для всех стран,

К. Маркс и Ф. Энгельс называют: обращение земельной ренты на покрытие государственных расходов, высокий прогрессивный налог, централизация кредита в руках государства, увеличение числа государственных фабрик, расчистка под пашню и улучшение земель по общему плану и ряд других, которые получили сегодня своё развитие в Программе КПРФ «10 шагов к достойной жизни». Во всех этих движениях К. Маркс и Ф. Энгельс выдвигают на первое место вопрос о собственности, как основной вопрос движения. Наша главная цель – упразднить частную собственность (следует подчеркнуть – не личную и не трудовую, а именно частную как средство наживы за счёт части неоплаченного труда наёмных работников).

  1. И ещё на одном вопросе «Манифеста» стоит остановиться – отношении общества и воспитания. Коммунисты не выдумывают влияния общества на воспитание они лишь изменяют характер воспитания, вырывают его из-под влияния господствующего класса.

Что же доказывает история идей, как не то, что духовное производство преобразуется вместе с материальным? Господствующими идеями любого времени были всегда лишь идеи господствующего класса.

Посмотрите сегодняшние каналы телевидения, послушайте радио – где они, положительные примеры работы тружеников: рабочих, ИТР, крестьян, учителей, врачей? Где понятия чести и достоинства, добра и взаимопомощи, совести и трудолюбия? Зато сколько угодно жестокости, слёз, лжи и т.д. И всё это возведено в ранг государственной политики. В угоду правящего класса – класса буржуазии как отечественной, так и западной.

Чем ответит простой труженик? Несколько перефразируя заключительные слова «Манифеста», хочется написать: люди труда – объединяйтесь!