16 февраля №3 (22166)

Размышления после юбилея Солженицына

В 50-х годах Георгий Германович Дубиков учился в Московском инженерно-строительном институте (МИСИ) им. В.В. Куйбышева на факультете гидротехнического строительства.

«Учиться было интересно, – рассказывает Г.Г. Дубиков, – а практику проходили на крупных строительных площадках страны. Свои первые шаги в освоении будущей профессии я сделал на Княжегубской ГЭС. Как сейчас помню, когда мы приехали на станцию Княжая, недалеко от г. Кондопоги Карельской АССР. Кроме нас, приехали студенты из других институтов, так что собралась довольна большая группа. Приехали днём, была хорошая погода. Поселили нас в светлую просторную комнату. Недалеко находилась спортивная площадка. Решили поиграть в волейбол, да так увлеклись, что удивились, узнав, что уже два часа ночи. Белые ночи здесь обычное явление, всё-таки 70-я параллель, что гораздо севернее Ленинграда».

Природа там изумительная, восхищается Георгий Германович. В этих местах, как и по всей Карелии, много воды: реки, ручьи, озерца, повсюду виднеются огромные камни и радуют глаз своей красотой карельские леса, хотя они заметно отличаются от наших, мещёрских.

«Я даже ходил на охоту с ружьём одного своего товарища, – с радостью вспоминает Георгий Германович. – Неожиданно вышел на выводок то ли глухарей, то ли тетерев, что было большой удачей. Но эти осторожные птицы знали, как спасаться от человека с ружьём и мгновенно разлетелись в разные стороны. Я едва успевал водить ружьём то в одну, то в другую сторону, так и не сделав ни одного выстрела».

А вот товарищ Г.Г. Дубикова приходил с охоты с уткой и сами её варили, наслаждаясь вкусной едой.

Княжегубская ГЭС судоходной не была. Она была спроектирована так, что избытки воды сливались прямо через крышу станции, отчего получался рукотворный водопад – необыкновенно красивое зрелище.

А вот вторую практику Георгий Германович Дубиков проходил на Куйбышевской ГЭС. Это было одно из крупных гидротехнических сооружений в СССР. По его словам, природа здесь уже не ласкала взгляд, а район вокруг ГЭС периодически посещали песчаные бури.

«На строительный объект, который находился на другом берегу ГЭС, – вспоминает Г.Г. Дубиков, –приходилось идти через город, попадавший в зону подтопления. Он выглядел опустевшим, каким-то потерянным. Правда, всё ещё работали небольшие торговые палатки, даже парикмахерская, в которой меня первый раз побрили».

Помнит Георгий Германович и приезд на Куйбышевскую ГЭС правительственной делегации во главе с В.М. Молотовым. В этот день разыгралась очередная песчаная буря. Г.Г. Дубиков остался дома, так как в таких случаях рекомендовали на улицу не выходить. Так что о делегации он узнал из рассказа очевидцев. Несмотря на неблагоприятную погоду, делегация ходила по строящейся ГЭС, интересовалась ходом работ. И это весьма заинтересовало работавших в тот день строителей. Они взбирались на вертикально смонтированные мощные арматуры и висели на них, как груши, и внимательно наблюдали за происходящим, образовав вокруг делегации живой круг.

Гидротехническое сооружение – это объёмное строительство, поясняет Г.Г. Дубиков, включающее в себя массу земляных, бетонных и железобетонных работ и других работ, включая взрывные. На таких стройках применялась крупная современная строительная техника: экскаваторы разных видов, бульдозеры, скрепера, краны, бетономешалки и другие. Но масштабы строительства были таковы, что рабочих рук не хватало. Поэтому, кроме вольнонаёмных, массово использовался труд заключённых.

«Мы, студенты, – поясняет Г.Г. Дубиков, – в составе разных бригад вольнонаёмных часто работали бок о бок с заключёнными. На общих «перекурах» они рассказывали о своих разных историях – с юмором, со смехом, а мы – о своей студенческой жизни. Некоторые из них, после выхода на свободу, приглашали в гости. Среди работавших заключённых были и политические, но они, как правило, держались особняком. Но мы тоже с ними общались, вели беседы на разные темы».

«И что я заметил, – добавляет к сказанному Георгий Германович, – на стройках, где мне пришлось работать, политзаключенных было несравнимо меньше остальных. По моим наблюдениям, из сотни общей массы заключённых четверо были политзаключённые».

И как тут не вспомнить, продолжает дальше размышлять Георгий Германович, «Архипелаг ГУЛАГ» А.И. Солженицына, где он пишет о миллионах политзаключённых. А ведь серьёзными исследователями уже давно доказано, что измышления Солженицына далеки от реальной действительности и являются откровенной ложью, так как никакими документами они не подтверждены.

А вспомнил Г.Г. Дубиков эпизоды из своей жизни в связи с недавно помпезно отмеченным юбилеем А.И. Солженицына. Какие только оды не пели в его адрес разного рода антисоветчики, антиленинцы, антикоммунисты, без всякой объективности восхваляя А.И. Солженицына, записывая этого «гения» в классики и даже ставя его рядом с Л.Н. Толстым. Сия эйфория не обошла стороной и Рязань, где вопреки мнению рязанцев к 100-летию А.И. Солженицына решили открыть центр его имени. И где вы думаете? Да в памятном для многих горожан доме, в котором жил русский писатель-сатирик М.Е. Салтыков-Щедрин, будучи губернатором.

Спешно стали делать ремонт, но центр А.И. Солженицына так и не открылся. Видимо, что-то не сложилось. А может, справедливость всё же восторжествует.