16 февраля №3 (22166)

«Система либерального рэкета»

Мы публикуем продолжение статьи Председателя ЦК КПРФ Геннадия Зюганова «Система либерального рэкета», в которой он даёт оценку либеральной политике правительства.

 

Кризис по либеральным рецептам

Январские и февральские социологические опросы показывают: доля тех, у кого полностью отсутствуют «свободные деньги», и кто вынужден тратить весь доход лишь на базовые потребности и на обязательные выплаты, выросла до 23%. Две трети не могут позволить себе покупку новой одежды. Средствами на проведение досуга вне дома располагают менее четверти граждан. Меньше трети рассчитывают на то, что в перспективе их финансовое положение будет благополучным. 35% серьёзно обеспокоены ростом цен на продукты питания. 57% имеют непогашенные задолженности перед банками. Общий долг граждан перед кредиторами подскочил в 2018 году на 22% и достиг 16 триллионов рублей. По своему объёму он достиг масштабов годового бюджета Российской Федерации.

Всё отчётливее проявляются негативные последствия, предопределённые двумя факторами, которые окончательно обозначились в ушедшем году. Первый фактор – нежелание власти корректировать курс в направлении, соответствующем задачам роста и технологического прорыва, обозначенным в прошлогоднем Послании президента и в его указе от 7 мая 2018-го. Второй фактор – переход к политике полного отказа от базовых социальных обязательств перед обществом. Это выразилось в пенсионной «реформе» и в резком росте финансовой нагрузки на трудящихся в виде дополнительных налогов и поборов. Всё это – прямое следствие олигархического характера политического режима, не готового преодолеть полуколониальное положение России в мировом разделении труда.

Сырьевой характер российской экономики только усиливается. На подъёме по-прежнему лишь те отрасли, которые связаны с продажей сырья за рубеж. В то время как отрасли и предприятия, не связанные с сырьевым сектором, находятся на грани стагнации и падения производства. При этом нефтяные цены на мировом рынке остаются нестабильными и тяготеют к снижению, что негативно сказывается на финансово-экономическом состоянии страны, посаженной на сырьевую иглу.

Нарастание сырьевой зависимости подтверждают данные официальной статистики. В 1995 году доля машин, оборудования и транспортных средств в структуре российского экспорта превышала 10%, в следующие два десятилетия сократилась до 7%, а за январь–ноябрь 2018 года едва превысила 6%. Минеральные продукты, то есть сырье, в середине 90-х составляли немногим более 40% экспорта, через 20 лет – уже 64%.

Закономерно, что несырьевые отрасли продолжают погружаться в кризис. Так, в обрабатывающей промышленности рост по итогам 2018-го оказался вдвое более медленным, чем в 2017-м. А в последние два месяца прошлого года он вообще прекратился. 25% руководителей обрабатывающих предприятий, принявших участие в недавнем опросе Высшей школы экономики, пожаловались на снижение объёмов производства, 38% – на отсутствие достаточного спроса.

Такие экономические результаты не могут не способствовать снижению доходов трудящихся. А общество, чьи доходы тают вместе с надеждами на лучшее будущее, не может быть локомотивом для подъёма экономики.

Но продолжающие командовать социально-экономической сферой рыночные фундаменталисты выдвигают всё ту же смертоносную для страны шоковую программу образца

90-х. Навязывают её и народу, и российскому руководству, не желающему отобрать у них экономический штурвал. Это в полной мере подтвердил прошедший в январе очередной Гайдаровский форум, который давно превратился в главную «теоретическую» лабораторию по формированию антигосударственной и антинародной политики, затем реализуемой на практике.

Представители министерства финансов заявили там о намерении и дальше затягивать на шее граждан удавку налогов и поборов. Главный архитектор криминальной приватизации 90-х Чубайс обвинил россиян в том, что они слишком мало платят за электроэнергию. И призвал к резкому увеличению тарифов для потребителей. А бывший министр финансов и главный разработчик пенсионной «реформы» Кудрин, ныне возглавляющий Счётную палату, потребовал распродажи остатков государственной собственности и возвращения к темпам приватизации чубайсовских времен.

Убийственная «программа», озвученная главными либеральными идеологами, не встретила никаких возражений со стороны руководства страны. Потому что оно по-прежнему готово сверять социально-экономический курс с этими разрушительными рецептами.

В конце января министерство экономического развития отрапортовало: правительство готовит новые сделки по приватизации ряда государственных компаний. При этом в качестве наиболее желательных рассматриваются иностранные акционеры, переговоры с которыми ведутся в «закрытом режиме».

Лживый миф, будто частные собственники способны управлять российскими отраслями и предприятиями более эффективно, чем государство, полностью опровергается плачевными социально-экономическими результатами, о которых сказано выше. Сырьевая зависимость, технологическая деградация, обнищание трудящихся – это и есть главные результаты «эффективного» олигархического управления. Его дальнейшее сохранение чревато для страны и общества лишь углублением кризиса. А пользу принесёт только самим олигархам, которые продолжат наращивать свои баснословные капиталы, распихивать по частным карманам прибыль от эксплуатации российских ресурсов. И выводить её за рубеж, осуществляя узаконенное властью разграбление России.

В 2018 году утечка капитала за рубеж ускорилась по сравнению с 2017-м почти в три раза. В зарубежные банки и офшоры утекло более 67 миллиардов долларов, или 4,5 триллиона рублей. По итогам первых десяти месяцев прошлого года этот показатель, согласно Центробанку, составлял 42 миллиарда долларов. Следовательно, только за два месяца из страны умыкнули ещё 25 миллиардов. Но правительство вынашивает новые планы по приватизации, осуществление которых лишь ускорит грабительский вывоз капитала из России.  

Курс на окончательное выведение экономики из-под контроля государства не просто не ослабевает. В последнее время он максимально активизировался. И это сопутствует общей активизации курса либерального лобби не только на экономический, но и на политический реванш «партии 90-х», ради которого она готова спровоцировать социальный взрыв, майдан на российских улицах.

Дорогу к нему прокладывает и проводимая в стране налоговая и тарифная политика. По сути, она превращает государство в рэкетира, взимающего всё более непосильную дань с трудового народа, с тех, кто стремительно беднеет и нищает на фоне обогащения олигархического клана.

Под прессом поборов

В России существует множество налогов, и каждый год их список пополняется. Налоги и сборы, взимаемые с граждан и организаций, можно разделить на два типа – на прямые и скрытые.

Прямые – это сборы, которые взимаются с заработной платы. К ним относятся налог на доходы физических лиц, налог на имущество, земельный и транспортный налоги. Сюда добавляются прямые сборы с граждан: взнос на капитальный ремонт, обязательное страхование гражданской ответственности для владельцев автотранспорта (ОСАГО). А также налоги и сборы, которые уплачиваются нерегулярно и не всеми: сборы за охоту и рыбалку, водный налог, налог на наследство.

Средняя сумма взноса на капремонт в 2018 году составила 580 рублей в месяц, а по Москве и Санкт-Петербургу — 872 рубля. Сам капремонт может произойти в вашем доме через 5, 10 или даже 20 лет, но оплачивать его вы обязаны уже сейчас. Согласно опросу ВЦИОМ, проведённому в августе 2015 года, каждый второй участник заявил, что такое дополнение к ежемесячным расходам на «коммуналку» обременительно для его бюджета. 21% называли взнос на капремонт «очень большим», 29% — «достаточно большим». Нет сомнений: если бы такой опрос повторили сейчас, на фоне экономического кризиса и массового обнищания, процент недовольных оказался бы намного выше.

Безусловно, сфера ЖКХ нуждается в масштабных инвестициях. Жилищный фонд страны стареет катастрофическими темпами. Коммунальное хозяйство не одно десятилетие находится в кризисном состоянии. Ветхий и аварийный фонд с 1990 года увеличился на 73%. Изношенность коммунальных сетей превышает 90%, что служит причиной высокой аварийности и влечёт человеческие жертвы. Пример тому – целая серия трагических инцидентов, случившихся в разных регионах страны в январе и феврале.

Но перекладывать эту проблему на плечи граждан, не исключая даже тех, кто живёт за чертой бедности, – это откровенно несправедливая и жестокая политика. Она становится возможной только благодаря общей несправедливости механизма налогообложения в современной России. И благодаря упорному отказу власти взимать более высокие налоги с личных доходов самых богатых вместо того, чтобы обирать самых бедных.

Всё более заметной нагрузкой ложится на плечи граждан и ОСАГО. Формально, это не налог и не сбор. В бюджет он не поступает, а выплачивается сторонним коммерческим организациям, которые не имеют никакого отношения к государственным или муниципальным органам власти. Но при этом тоже является принудительным. Средняя стоимость полиса ОСАГО ежегодно растёт. В 2018 году произошёл очередной скачок верхней границы базового тарифа. Он увеличился на 800 с лишним рублей по отношению к предыдущей ставке, и его сумма достигла почти 5 000.

Косвенные, или скрытые налоги и сборы, – это процентные выплаты, которые выплачивают предприятия и организации. К ним относятся налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы. На деле их тоже оплачивают граждане, потому что издержки по их погашению неизбежно закладываются собственниками в стоимость товаров и услуг. В итоге, народ подвергается дополнительному налогообложению. Его уверяют, будто платит не он, но это обман.