16 февраля №3 (22166)

Почему на бордюры для Москвы тратят в 8 раз больше, чем на здоровье россиян

На содержании чиновников и «собянинской» плитки экономить не будут.

Строительство объектов здравоохранения в российских регионах в 2020 году обойдётся федеральному бюджету дешевле, чем благоустройство Москвы. Согласно справке к распоряжению главы правительства Дмитрия Медведева, на эти цели планируется направить в текущем году 35,50 млрд рублей, в 2021 году — 29,54 млрд рублей, в 2022 году — 30,5 млрд рублей.

«Средства предназначены для строительства 33 переходящих с 2019 года объектов и 20 объектов, впервые софинансируемых из федерального бюджета», — говорится в документе.

Средства планируется распределить между 46 российскими регионами. При этом, по данным Finanz.ru, сумма, выделяемая на строительство в 2020 году, в 8 раз меньше, чем траты на благоустройство Москвы в 2019 году, и на 11% меньше, чем будет потрачено на содержание Думы, Совета Федерации, администрации президента и правительства в наступившем году.

В 2021 и 2022 годах субсидии на строительство объектов здравоохранения будут ещё меньше.

Всего же в ближайшие три года на национальный проект «Здравоохранение» правительство выделит из федерального бюджета 793,2 млрд рублей. В среднем, по информации Finanz.ru, расходы составят 1810 рублей на человека в год.

Почему здоровье граждан оказалось дешевле, чем благоустройство столицы? Неужели страна в полной мере обеспечена больницами, поликлиниками, станциями скорой помощи? Кандидат экономических наук, советник председателя ЦК КПРФ Геннадия Зюганова, депутат Госдумы трёх созывов Любовь Швец считает, что сфера благоустройства одна из самых коррумпированных и там деньги легче воровать, поэтому туда их выделяют больше.

В здравоохранении воровать сложнее. Эта сфера более контролируема и Счётной палатой, и другими органами.

Кроме того, на здравоохранение выделяется мало, потому что это политика правительства, в том числе и Москвы. Здравоохранение — это сфера, которая свидетельствует о небрежном отношении к народу. Народ не ценится, понятие «народ» вообще ушло, власть от него ушла. Здравоохранение, как сфера защиты жизни и здоровья, интересует меньше, чем сферы, где можно легко воровать.

«СП»: — Сколько, на Ваш взгляд, необходимо выделять средств на здравоохранение, чтобы эта сфера могла нормально функционировать и полноценно реализовывать задачи по сохранению жизни и здоровья граждан?

— Эта сумма должна составлять не менее 15% Валового внутреннего продукта страны (ВВП). У нас она в 4 раза меньше. То есть на здравоохранение надо выделять в 4 раза больше, чем выделяется сегодня.

«СП»: — Есть вероятность, что в обозримые годы эти средства будут выделяться?

— Эти средства могли бы выделяться даже при нынешней экономической ситуации. У нас же колоссальные ресурсы выводятся за границу, колоссальный уровень оффшоризации России, решить вопрос с которой нам уже многие годы обещает президент в своих посланиях. Скоро послушаем ещё одно, может ещё раз пообещает провести деоффшоризацию. Пока что вывоз российских капиталов за рубеж усиливается, возрастает.

Если бы из тех средств, которые вывозятся, направляли на здравоохранение, можно было бы найти ресурс. Объяснять только тем, что у нас отсталая экономика и поэтому на здравоохранение выделяется мало, это несправедливо, не точно. Хотя экономика, безусловно, отсталая.

Конечно, нельзя отрицать и того, что возможности роста финансирования и здравоохранения, и науки, и других важнейших сфер, связанных с человеком, его положением, перспективами, зависят от того, насколько развивается экономика, каков её научно-технический уровень. Мы отстаём в плане научно-технического уровня экономики. Понятие технический прогресс ушло из политики, из лексикона власти, этим не занимается наше правительство и те органы, которые выполняют функцию управления страной.

Председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский придерживается иной точки зрения. Он отметил, что бюджет Москвы достаточно большой, и затеянная в столице реконструкция, требует серьёзных средств.

— Речь идёт не о тротуарной плитке, о которой сейчас много злословят, а о большом количестве магистральных инженерных сетей. Проходя по Большой Дмитровке, я обращал внимание, что многие коммуникации заменялись. Это, скорее всего, влекло за собой увеличение объёмов (финансирования — ред.).

«СП»: — С чем связано сокращение финансирования строительства объектов здравоохранения в последующие годы? У нас всё так хорошо с больницами?

— Просто это разные системы бюджетирования. Есть специальные программы в нацпроектах, например, детского здравоохранения, онкологии.

И не надо забывать, что проблемы здравоохранения — это, прежде всего, проблемы не федерального уровня, а регионального. Ответственность за здравоохранение в регионах лежит, прежде всего, на региональных органах власти и региональных бюджетах. Там деньги заложены большие. То, что Дмитрий Анатольевич (Медведев — ред.) подписал распоряжение о финансировании только из федерального бюджета, далеко не означает, что регионы не будут вкладывать свои средства в развитие инфраструктуры здравоохранения. Там более, значительные цифры.

«СП»: — Сколько больниц, поликлиник сейчас требуют реконструкции, сколько надо построить?

— Эти цифры есть в национальном проекте. Только в первоочередных планах строительства стоит порядка 30 новых детских больниц и поликлиник. Они включены в программу «Десятилетие детства».

«СП»: — Тех средств, которые сейчас выделяются на здравоохранение, достаточно?

— На социальные разделы средств достаточно никогда не бывает. Чем больше вкладываем, тем больше в дальнейшем вынуждены вкладывать в поддержание.

Так, построили большое количество центров родовспоможения (где-то они называются перинатальные центры, где-то современные роддома), это была целая программа. Но, кроме строительства, на которое выделялось несколько десятков миллиардов рублей, далее нужны поддерживающие средства: на расходные материалы, коммунальные платежи, зарплата персонала, специализированные автомобили, специальные технологии, помогающие ребятишек выхаживать.

Я не люблю говорить о процентах ВВП. На мой взгляд, средств, по сравнению с тем как надо подходить к проблемам страховой медицины, явно недостаточно. Страховая медицина все-таки рассчитана на принцип страхования, а значит, на принципы риска организаций, которые не выполняют нормативы лечения. Поэтому говорить сейчас о страховой медицине полном масштабе, как принято в рыночных условиях, пока не приходится. У нас пока заложены только основы страховой медицины. Но количество высокотехнологичных операций за последние 10 лет увеличилось почти в 20 раз. А это очень дорогое удовольствие.

Никогда нельзя говорить, что средств достаточно. Планку надо постоянно повышать.

Если говорить о финансировании, я бы сейчас обратил внимание, прежде всего, на первичное звено здравоохранения. Там сейчас сосредоточены наши главные проблемы. Первичное звено — это доступность, первый уровень, с которым сталкиваются граждане. Только так можно обеспечить переход от здравоохранения, ориентированного на лечение, к здравоохранению, ориентированному на профилактику.