16 февраля №3 (22166)

Дети войны – живые памятники

Дети солдат и командиров, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, составляют теперь особую полузабытую страницу истории периода борьбы советского народа с фашистской Германией. Ваня Солнцев из книги «Сын полка» и Серёжа Столицын из кинофильма «Счастливого плавания!» – это наша гордость, это наши маяки. Но далеко не у всех «детей войны» в жизни всё складывалось так гладко. Более реалистичной показана их жизнь в блистательном кинофильме «Подранки». Это, пожалуй, всё, что смогли сделать серьёзного за 75 послевоенных лет литература и кинематограф для своих, имевших детей и погибших за Родину солдат Победы.

Тема детей погибших фронтовиков в своё время не была описана и изучена в должной мере. Теперь же, когда уходят из жизни последние свидетели тех трагических и героических времён, создаются условия для возникновения белых пятен истории, касающейся «детей войны». Исключение в своё время, законодательно, детей из понятия «членов семей погибших военнослужащих», и недавний демонстративный отказ большинства депутатов Госдумы сказать своё слово «за» или «против» проекта закона о «детях войны» способствовало утверждению в обществе молчаливо отторгающих отношений к детям красноармейцев и командиров, отдавших свои жизни в борьбе с фашизмом. И, как следствие этого, погибла, не родившись, идея улучшения медицинского обслуживания детей погибших участников Великой Отечественной войны, предусмотренная к 75-летию Великой Победы распоряжением администрации города Челябинска от 27 марта 2019 года.

14 февраля 2020 года в телевизионной программе «60 минут» была сделана попытка обсудить выход в свет художественного календаря, посвящённого «детям войны». Вначале обсуждение шло в добром, порядочном повествовании. Но что-то в представленном календаре не понравилось шестидесятиминутнику со значком депутата Государственной думы. И на телеэкране разразилась настоящая «буря в стакане воды». Ведущая программы была вынуждена прекратить обсуждение.

Вот и в канун 75-летия Победы раздаются призывы: вспомнить, пригласить, поздравить ветеранов войны, тружеников тыла, ещё кого-то, и только нет среди них детей погибших солдат, наследников Победы первой очереди. Это тех самых детей, благополучие и неблагополучие которых в тылу заметно сказывалось на боеспособности солдат на фронте. О чём навечно отмечено в солдатской песне:

«Ты меня ждёшь и у детской кроватки не спишь, и поэтому знаю, со мной ничего не случится…»

Об этом же свидетельствовали многие ветераны войны.

А бывшая председатель медицинской комиссии Металлургического районного совета ветеранов г. Челябинска, в годы войны санинструктор Таисия Шарапова вспоминала, как в марте 1942 года полковой почтальон принёс почту… «Сестра, смотри какой подарок мне прислала жена в конверте», – поделился своей радостью старший сержант Козлов и показал платочек, на котором его жена Мария вышила детскую ножку, ладошку и подпись «Папе от Юры». «Сыну моему уже исполнился один год», – с гордостью пояснял старший сержант.

«Береги платочек, он будет твоим талисманом», – посоветовала я ему. Бойцы ушли в наступление. Я осталась для приёмки раненых. Бой продолжался весь день. Вечером мне сообщили, что Козлов в бою попал под огнемёт врага и сгорел, превратившись буквально в головёшку». Вместе с ним сгорел и платочек, и сгорела надежда отца когда-нибудь увидеть своего сына Юрия Козлова, которому недавно должно было исполниться 78 лет. Интересовался ли кто-нибудь тем, как прошагал по жизни Юрий, неизвестно.