16 февраля №3 (22166)

Изучая историю – познаёшь мир

Учась в школе, мы часто встречаемся с идеями Карла Маркса. Как бы ни старалась скрыть этого буржуазная пропаганда, вклад этих учёных в развитие науки, марксизм-ленинизм не встаёт на колени.

Например, на истории, подменяя факты или недоговаривая что-либо, юного ученика стараются запутать и создать размытое видение ситуации того времени.

Изучая историю по учебникам, мы начинаем лучше понимать пути и методы познания мира. И речь, конечно, заходит о марксистском понимании истории: «Согласно марксистской теории, развитие человечества есть естественно-исторический процесс. Его движущая сила – борьба между классами». Хотелось бы разъяснить это высказывание.

Наука, изучающая историю, называется историческим материализмом. В марксистском понимании источник развития — уровень развития производства в обществе, то есть производительные силы. При этом уровень развития производительных сил не всегда соответствует экономической формации (капитализм, феодализм). Согласно методу материалистической диалектики, общество развивается эволюционно, то есть количественно и постоянно, революционно.

Постепенное, количественное, эволюционное развитие производительных сил, когда рост производственных мощностей происходит благодаря росту уровня знания и понимания человеком природы и её законов, на определённом этапе вызывает необходимость скачкообразного, качественного, революционного изменения, обусловленного борьбой противоположных классов за установление качественно новых производственных отношений или же новой экономической формации. И какой бы она ни была, она всегда нуждается в революции, таковы законы общества. К примеру, можно взять французскую буржуазную революцию и английскую, ведь в этих революциях буржуазия пролила намного больше крови, чем пролетариат в 1917 году. И вся эта кровь была пролита за замену формации – с феодализма на капитализм.

Маркс видел источник развития в материальном производстве. Он разделял экономическую основу общества и всё второстепенное — все духовные, политические, религиозные институты. Именно экономическая основа определяет положение человечества в истории. Он же и определяет надстройку — культуру и политику. Аналогично стоит понимать выражение Маркса по поводу бытия и сознания: «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». Но это не догма, и в определённых моментах сознание людей может изменить их бытие. К примеру, когда классовые противоречия оголяются, то есть в момент революции или предреволюционного состояния.