16 февраля №3 (22166)

Правительство разрешит коллекторам скрывать свои настоящие имена

Сотрудники банков и коллекторских агентств смогут не называть должникам свои имена, а пользоваться специальными цифровыми идентификаторами, сообщил РБК со ссылкой на рабочую версию проекта федерального закона «О деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц».

Согласно действующему закону о взыскании (230-ФЗ), взыскатели обязаны назвать свои фамилию, имя и отчество перед тем, как упомянуть о задолженности. В проекте закона под авторством Минюста при участи Федеральной службы судебных приставов и представителей бизнеса отмечено, что взыскатели могут назвать только имя и идентификационный код. Его будут присваивать работодатели. Также они будут обязаны обеспечить соответствие кода и определённого работника.

По словам источника издания, законопроект предусматривает также «маскировку» роботов-коллекторов, к которым будут применяться те же требования, что и к обычным коллекторам: они тоже смогут сообщить должникам только имя и идентификационный номер.

Эксперты признаются, что сегодня коллекторы боятся раскрывать имена даже сотрудников колл-центров, поскольку должники могут направит агрессию на звонившего. Банки идею введения кода вместо Ф.И.О. поддержали. По словам вице-президента ВТБ Евгения Новикова, «психологически оператору комфортнее не использовать своё полное имя».

«Это даёт возможность снизить уровень субъективизма, говорить, в первую очередь, от имени банка, не боясь возможной агрессии со стороны должника», — сказал Новиков.

Однако общественники уверены, что взыскатели внедряют двойные стандарты.

Случаи, когда должники ищут взыскателей в соцсетях или лично, единичны, возражает руководитель проекта ОНФ «За права заёмщиков» Евгения Лазарева. По её мнению, взыскатели пытаются внедрить двойные стандарты: «Думаю, что банки и коллекторы не будут рады получать информацию о должнике так же — с именем и идентификационным номером».

Использование идентификаторов взыскателями помешает должникам сообщать о злоупотреблениях, считает Председатель юридической ассоциации «Банкротный клуб» Олег Зайцев: «Набор цифр ни один человек не запомнит, большинство людей не записывают свои разговоры. А имя конкретного сотрудника может быть необходимо при подаче жалобы».

По итогу 2019 года количество обращений от граждан в Роскомнадзор возросло на 22,4%, причём большинство этих жалоб касается действий коллекторов.

В декабре прошлого года Минюст предложил ввести обязательный досудебный порядок возврата просроченной задолженности — взыскатель сможет обратиться в суд, только если должник не закроет долг в 30-дневный срок после получения предложения о возврате просрочки. Также ведомство хочет включать в реестр Федеральной службы судебных приставов не только коллекторов, но и кредитные и другие организации.