16 февраля №3 (22166)

Верный выкормыш системы

Родился в 1966 году в Казани. Окончил Казанский финансово-экономический институт по специальности «экономика», в 2000 году — Открытый университет Великобритании по специальности «Профессиональный менеджмент».

1983—1987 годы — лаборант Казанского финансово-экономического института (с перерывом на двухлетнюю срочную службу в армии). 1987—1995 годы — главный бухгалтер, председатель кооператива «Темп», Казань. 1995—1997 годы — генеральный директор ООО «Интерпластсервис», Казань. 1997—2000 годы — генеральный директор ООО «Строительная торгово-промышленная фирма «Ак Барс», Казань. 1999—2001 годы — депутат Государственного совета Республики Татарстан. 2000—2001 годы — заместитель генерального директора — директор по материально-техническим ресурсам, инвестициям и строительству ГУП «ПЭО «Татэнерго». 2001 — 2010 годы — министр строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан. 2010—2020 годы — заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства.

21 января 2020 года указом президента назначен на должность заместителя председателя правительства Российской Федерации.

Награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (2008 год), орденом «За заслуги перед Республикой Татарстан» (2010 год), орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2016 год), орденом Почёта (2018 год), отмечен Благодарностью Президента Российской Федерации (2017 год) и другими наградами.

Антикоррупционное расследование

Пожалуй, наиболее разнообразная и убедительная информация (с фотокопиями документов, бизнес-схемами и т.д.) о казанском периоде чрезвычайно плодотворной жизни и деятельности М. Хуснуллина содержится на портале transparency.org международной антикоррупционной организации «Трансперенси Интернэшнл» (далее для краткости будем называть её ТИ). Многочисленные расследования ТИ, касающиеся Хуснуллина и его клана, обильно цитируют различные российские источники. Сразу подчеркнём, что ни сам Хуснуллин, ни кто-либо иной не пытались всерьёз опровергнуть эти публикации.

Как уже показано в биографической справке, до того, как Марат Хуснуллин стал отвечать за строительство в Москве, он почти 10 лет (с 2001 по 2010 год) возглавлял министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан. Эксперты вышеназванной международной организации начали своё расследование именно с Татарстана. Там они обнаружили сложную схему контроля татарстанских компаний через офшорные и британские структуры, связанные с матерью теперешнего вице-мэра правительства России.

Когда Хуснуллин руководил строительной отраслью Татарстана, среди ключевых исполнителей государственных госконтрактов были в том числе предприятия, владельцы которых были спрятаны в офшорах. Назовём эти предприятия. Среди них — ОАО «Тат-строй». Оно, помимо конкурсов, строило на госсредства жильё, детские сады и школы, объекты государственного технопарка «Химград», объекты Универсиады. Министр строительства Татарстана Хуснуллин успешно совмещал государственную должность с частной: он входил в совет директоров «Татстроя», что само по себе может указывать на наличие конфликта интересов. Кстати, в конце 2010 года, когда Марат Хуснуллин перешёл на новую должность в Москву, «Татстрой» почти сразу перестал получать государственные контракты, а затем был ликвидирован.

Ещё одно бывшее госпредприятие ОАО «Водоканалсервис», будучи частной компанией, при Хуснуллине успешно осваивало государственные бюджеты России и бюджет Республики Татарстан. По информации министерства регионального развития Российской Федерации, только в 2006 году «Водоканалсервис» получил 172,9 млн рублей инвестиций из бюджета Республики Татарстан. Согласно отчёту Счётной палаты республики, в 2008 году «Водоканалсервис» получил 485,9 млн рублей на «строительство инженерных сетей жилого посёлка Ореховка-2» от ГКУ «Главинвестстрой РТ», подведомственного Марату Хуснуллину.

Кроме того, частная компания ОАО «Татсельжилкомхоз» также стала получателем многомиллионных бюджетных средств. Лишь по программе «Питьевая вода Республики Татарстан на 2006—2008 годы» компания получила финансирование в размере 4,23 млрд рублей. Прогнозный объём финансирования затрат на реализацию мероприятий по водопроводно-канализационному хозяйству до 2010 года составлял 6,84 млрд рублей.

Поскольку названные компании активно участвовали в освоении госбюджета, то их деятельность стала предметом внимания надзорных органов. В результате проверки Счётной палаты Республики Татарстан выяснилось, что инфраструктурные объекты построили за бюджетные деньги, которые получила без конкурса коммерческая организация. Эти объекты эксплуатировались ОАО «Водоканалсервис» и ОАО «Татсельжилкомхоз» и не были переданы на баланс государству. Республиканская СП заявила, что частные коммерческие организации извлекали огромную прибыль из государственного имущества, а региональные власти Татарстана не предпринимали никаких действий для восстановления законности.

Вряд ли является простым совпадением, что с 2007 года стопроцентным акционером ОАО «Татсельжилкомхоз» становится ООО «Авердикс», собственником которого, как показало расследование ТИ, являлась мать Хуснуллина через цепочку офшорных компаний.

Согласно информации из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), на 1 октября 2010 года (непосредственно перед переходом Марата Хуснуллина на работу в Москву) у ООО «Авердикс» было два владельца: лондонская компания AVERDO PROPERTY MANAGEMENT LIMITED и офшор из Британских Виргинских островов AVERDIX BUSINESS CORP. Данная информация подтверждается сведениями из британского реестра компаний. С 2005 года до августа 2010-го директором британской компании AVERDO PROPERTY MANAGEMENT LIMITED являлась Roza Khusnullina (Роза Хуснуллина). Учитывая дату рождения и адрес регистрации Хуснуллиной, эксперты ТИ сделали вывод, что она, вероятно, является матерью Марата Хуснуллина.

Кстати, согласно выпискам из ЕГРП, Роза Гарафутдиновна и Марат Шакирзянович Хуснуллины в совокупности владеют пятью земельными участками и несколькими домами общей площадью 900 кв. м. Площадь объектов недвижимости, принадлежащих Марату Хуснуллину, совпадает с информацией, которая указана в антикоррупционных декларациях вице-мэра Москвы.

Хуснуллин проявлял интерес к земельным участкам не только в Татарстане. Сейчас в его отраслевом подчинении находятся инвестиционные проекты, связанные с использованием земельных участков в Москве. Один из них — проект «ЖК «На Ивановской» — был реализован по странной схеме с вовлечением близких людей Марата Хуснуллина. Дело в том, что в 2007—2009 годах директором ООО «Авердикс», связанного с матерью Хуснуллина, был Рустем Хабибуллин. На момент проведения расследования ТИ господин Хабибуллин возглавлял ООО «Центр Деловой Недвижимости АС» — генерального проектировщика «ЖК «На Ивановской». Таким образом, проектом жилого комплекса занимался человек, связанный с Маратом Хуснуллиным.

Следующим директором ООО «Авердикс» стал Ринат Нургалямович Казаков (выходец из Казани), который возглавил ГБУ города Москвы «Мосстройразвитие». Это учреждение обучает специалистов строительной отрасли и водителей, в том числе в рамках государственных контрактов. ГБУ «Мосстройразвитие» учреждено департаментом строительства Москвы и находится в отраслевом подчинении вице-мэра Хуснуллина.

Ещё один выгодоприобретатель схемы изменения целевого назначения участка «ЖК «На Ивановской» — экс-советник Хуснуллина Ильдус Минниханов. В ТИ полагают, что он приходится вице-мэру двоюродным братом.

По результатам расследования эксперты ТИ обратились в прокуратуру с заявлением о том, что «участие господина Хуснуллина в принятии решений в отношении компаний, которые опосредованно контролировала его мать Роза Хуснуллина, порождало или могло породить личную заинтересованность чиновника. Следовательно, такое участие должно быть определено как конфликт интересов на государственной гражданской службе в соответствии с п. 1 ст. 10, пп. 1—2 ст. 11 и ст. 13.1 Федерального закона № 273-ФЗ от 25 декабря 2008 года «О противодействии коррупции». Они также попросили привлечь Хуснуллина к ответственности.

Информации о реакции российских правоохранительных органов на данное заявление у нас нет. После выхода в свет расследования ТИ о казанском периоде деятельности М. Хуснуллина Роза Хуснуллина подтвердила телеканалу «Дождь», что она мать вице-мэра.

От вице-мэра Москвы до вице-премьера правительства РФ

Осенью 2010 года новый мэр столицы Сергей Собянин пригласил М. Хуснуллина в свою команду, где он занял пост вице-мэра, курирующего строительство.

Главный научный сотрудник Института экономики РАН, доктор экономических наук Никита Кричевский опубликовал доклад «Хуснуллин. Четыре года в Москве», где проанализировал деятельность вице-мэра в период с 2010 по 2014 год и пришёл к неутешительным выводам: кумовство и коррупция времён Лужкова бледнеют на фоне новых порядков казанской команды. Городское хозяйство крайне запущено, интересы москвичей отодвинуты на периферию в угоду бизнесу чиновников.

«За годы хуснуллинской четырёхлетки темпы решения жилищной проблемы москвичей-очередников снизились в 2,5 раза, в последние годы период ожидания положенного по закону жилья вырос в среднем до 16 лет. Сроки окончания строительства объектов транспортной инфраструктуры постоянно переносятся, растёт и стоимость работ: к примеру, затраты на возведение 1 км Алабяно-Балтийского тоннеля уже в 3,5 раза превышают аналогичные расходы на 1 км евротоннеля под Ла-Маншем», — пишет Никита Кричевский. По его мнению, бравурные отчёты о вымышленных достижениях во многих случаях основываются на подтасовках и передёргивании фактов. Присутствие армии гастарбайтеров ныне не только оправдывается, но и активно поддерживается. Москва начинает распродаваться оптом и в розницу…

«Хуснуллин «пригласил» на работу в Москву многих казанских сослуживцев, прежде не снискавших доверия среди тамошнего сообщества, а иногда попросту некомпетентных в порученных им вопросах. Сегодня ставленники Хуснуллина занимают многие командные высоты в московской мэрии, его полномочия и возможности едва ли не больше, чем у мэра Сергея Собянина, по многим вопросам мэр Москвы всё чаще оказывается в неведении», — утверждает Кричевский.

Руководство строительного комплекса Москвы Кричевский называет «казанским клубом», который невидимыми нитями опутал московское правительство. В докладе перечислены ключевые фигуры «казанского клуба» Хуснуллина. Среди них — два десятка лиц, переехавших из Татарстана после 2010 года и занявших ключевые посты в правительстве Москвы и в крупнейших государственных структурах. Такие важнейшие структуры мэрии Москвы, как департамент строительства, комитет «Москомстройинвест», департамент финансов города, предприятия и ведомства Москвы: «Мосгосстройнадзор», «Москомархитектура», ГУП «Экострой», ГАУ «Мосгорэкспертиза», ОАО «Мосинжпроект», ГУП «НИиПИ Генплана Москвы», после «воцарения» Хуснуллина возглавили «казанцы».

Вот лишь один пример. Как пишет life.ru, совпадение или нет, но после прихода менеджеров из Татарстана «Мосинжпроект», который до этого никогда не строил метро, выиграл конкурс на строительство новых станций стоимостью 573 миллиарда рублей, получив право выбирать cубподрядчиков. «Мосинжпроект» — госпредприятие, поэтому его руководители не могут напрямую зарабатывать на контрактах. «Однако всегда есть компании, которые хотят получить «жирные» госконтракты, или приближённые бизнесмены, с которыми можно успешно попилить многомиллиардные бюджетные потоки. Руководители организации уже попадались на вымогательстве откатов за получение выгодных контрактов. Так, столичные силовики задержали начальника управления строительства «Мосинжпроекта» Андрея Архангельского при получении части взятки в пять миллионов рублей. По версии следствия, он получил деньги от одного из субподрядчиков строительства станции метро «Котельники». Это только один случай. Сколько их на самом деле — не знает никто. Около «Мосинжпроекта» всегда крутятся несколько десятков крупных субподрядчиков», — заключает life.ru.

С приходом казанской команды, отмечает Никита Кричевский, город получил закрытый клуб управленцев, связанный прежними отношениями. Неписаные правила клуба исключают информационные утечки, а сведения о происшествиях чаще всего остаются внутри группы «избранных».

Мнения жителей Казани об управленцах, которых привёл в Москву Хуснуллин, публиковали в своё время газеты ««Вечерняя Казань», «Московские новости» и ряд других СМИ. Приведём некоторые из них.

«За четыре года работы главным архитектором Казани Мавлютову так и не удалось найти общий язык с архитектурным сообществом Казани. Наибольшие претензии специалистов вызывала транспортная схема Казани… Последней каплей, переполнившей чашу терпения городских властей, стала неудачная попытка посадки стадиона Универсиады-2013 в районе улицы Гривка в Кировском районе. Напомним, что там уже фактически были начаты работы, но потом проект был перенесён в Ново-Савиновский район».

Архитектор Искандер Сайфуллин, ведущий автор проекта мечети Кул Шариф в Казанском кремле, возглавлявший в середине нулевых Союз архитекторов РТ: «Казанское хамство теперь и в Москве, нам было мало, теперь вот и вам «повезло». Какая там композиция, достоинство города — об этом не было и речи! В 2007-м они умудрились продавить новый генплан города, который, мягко говоря, просто для города вреден. Мавлютов же человек просто незаменимый и даже полезный — если надо пройти по головам и протащить дурацкую и непопулярную в народе директиву».

Архитектор Марина Забрускова: «К тысячелетию Казани у нас по всему городу был тотальный снос. Жителей выселяли, следить за домами было некому, потом их признавали физически утратившими свои качества, после чего сносили. Программа не продумана была с самого начала. На этой позиции должен быть не просто профессионал, это должен быть подвижник, который бы понимал и чувствовал город и пользовался поддержкой специалистов — ничего такого о нашем бывшем главном архитекторе, к сожалению, сказать не могу».

Политолог Владимир Беляев: «Это люди, которым, как мне кажется, полностью плевать на историческую особенность, колорит, дух города. Историческое ядро Казани полностью уничтожено, а весь градостроительный комплекс превратился в набор особняков для новых русских. Казани, которой мы гордились, больше нет».

Похожие методы «казанский клуб» Хуснуллина применил и в Москве. О сохранении культурно-исторического облика столицы москвичи могут лишь мечтать, так как за годы работы Хуснуллин даже не попытался найти общего языка с горожанами. Неудобные властям публичные слушания рассматриваются чиновниками как неприятная проформа.

Скандальная «точечная» застройка в Москве приобрела «казанский колорит»: на глазах у изумлённой публики нередко происходит фактический снос под видом «реконструкции» памятников культурного наследия с последующим строительством на их месте уродливых новоделов.

«От моих земляков-москвичей всё чаще можно услышать ироничное заключение, что даже нашествие Мамая, наверное, было менее разрушительным, чем ползучая оккупация столицы Хуснуллиным и его командой», — делает вывод Кричевский.