16 февраля №3 (22166)

Короли лицемерия В Конституции не будет запрета на зарубежную недвижимость для чиновников и депутатов — иначе многим пришлось бы её продать

Поправки, касающиеся национализации элит, – это поправки самого президента, «это его тема», для него важно, чтобы у чиновников не было иностранных счетов и гражданства, чтобы в будущем к власти не мог прийти кто-то, связанный с заграницей, рассказал источник «Ведомостей» в администрации президента: «Иностранная недвижимость пока осталась, потому что сейчас она есть у многих политиков и чиновников. Хотя думаю, что в какой-то момент запрет на нее может появиться в федеральном законе».

Закрепить в Конституции запрет на иностранные гражданство и счета для лиц, занимающих «критически важные для обеспечения безопасности и суверенитета страны» должности, Владимир Путин предложил в Послании парламенту 15 января. «Смысл, миссия государственной службы именно в служении, и человек, который выбирает этот путь, должен прежде всего для себя решить, что он связывает свою жизнь с Россией, с нашим народом, и никак иначе, без всяких полутонов и допущений», – подчеркнул он. В итоге такой запрет коснется президента, парламентариев, членов правительства и глав иных федеральных органов, губернаторов, омбудсмена, судей и прокуроров.

Как пишет издание, поправки в Конституцию о запрете на зарубежную недвижимость вносились депутатами Госдумы Николаем Арефьевым (КПРФ) и Константином Слыщенко («Единая Россия»), но были отклонены.

Согласно декларациям за 2018 год, недвижимость за рубежом в собственности или в пользовании была у 26 депутатов Госдумы и членов их семей, а также у девяти членов Совета Федерации (в том числе сопредседателя рабочей группы по поправкам в Конституцию Андрея Клишаса).

У членов нынешнего правительства, судя по декларациям за 2018 год, зарубежной недвижимости нет (у членов предыдущего правительства была).

В России «запреты и ограничения для чиновников» появились 10 лет назад в законе о противодействии коррупции и параллельно вставали вопросы об иностранной недвижимости, вспоминает [заместитель гендиректора «Трансперенси интернешнл – Россия» Илья Шуманов]: «Но законодателям не предоставили достаточных оснований для ее запрета. Большую роль сыграло и то, что у части депутатов и их семей есть такая недвижимость».

Российские законы разрешают федеральным госслужащим владеть недвижимостью за рубежом, но ее необходимо указывать в декларациях. СМИ и Фонд борьбы с коррупцией регулярно публикуют расследования об иностранной недвижимости чиновников и парламентариев.