16 февраля №3 (22166)

Усвоим ли мы уроки кровавой драмы в казанской школе?

Трагедия, случившаяся в 175-й школе Казани, потрясла всю страну. Конечно, многие из нас, вчитываясь в тревожные сводки этой трагедии, задавали себе вопросы: но главное, как такое стало возможным? Чем вызвана эта страшная «бойня»? И как избежать подобного в будущем?

Последний вопрос – особенно тревожен, ведь начиная с 2014 года кровавые драмы в российских учебных заведениях происходят с пугающей регулярностью. Нельзя не вспомнить массовый расстрел в керченском политехническом колледже в октябре 2018 года. Исключением стал 2020 год, когда не было отмечено подобных случаев и когда значительную часть учебного времени школьники и студенты провели на «удалёнке». И в этой связи находятся и те, кто высказывается за такую форму обучения — мол, такие занятия позволят избежать таких ЧП в наших школах. Таким образом, предлагается вместо конкретного решения назревшей проблемы просто уйти от неё, что просто недопустимо.
По следам казанской трагедии Государственная Дума уже готовит серию подобных законопроектов по ужесточению правил обращения с оружием и ограничения доступа к такой информации в интернете. Конечно, данные шаги в нынешней ситуации обоснованы, и особенно в том, что касается увеличения возраста, с которого можно приобрести оружие, а также ужесточения правил психиатрической экспертизы, которая, конечно, не должна носить формальный характер, как это нередко происходит сейчас.
Однако ограничительные меры, при всей их оправданности, не являются главными, поскольку они — всего лишь реакция на случившееся. Но сегодня в России не ведётся системной работы по профилактике случаев, подобных тому, что произошёл в казанской школе. Прежде всего разрушена система организаций внешкольного досуга ребятишек. Раньше дети могли в свободное время посещать кружки, спортивные секции, различные творческие студии. Сегодня таковых либо нет либо они работают на платной основе. У родителей из малообеспеченных (и не только таких) семей попросту нет денег. В результате школьник сам выбирает себе, чем занять своё свободное время. И нет ничего удивительного, что в условиях, когда в нынешнем обществе нет ни идеологии, ни устойчивой системы позитивных ценностей, он теряет психологическую устойчивость и ступает на сомнительный и опасный путь резкого неприятия этого мира и членом общества.
У сегодняшних подростков нет ни положительных примеров, с помощью которых они могли познавать окружающий мир и подыскивать в нем достойное место для себя, ни героев, на которых они могли бы равняться. Вместо таких героев — некие суррогатные персонажи, мелькающие как в интернете, так и на телеэкранах. Безумный и морально более чем сомнительный «культ успеха во что бы то ни стало», навязываемый образ некоего «супергероя» рождает невольное стремление подражать таким персонажам и, как мы видим, иногда приводит к самовозвеличиванию с ужасными последствиями.
Именно над этим, а не только необходимой, конечно, жёсткостью в части права на ношение оружие следует заниматься нашим законодательным органам, властным структурам и другим организациям, связанным с школьным образованием и воспитанием. Следует вернуть высокий статус учителя как наставника, воспитателя, а не простого поставщика образовательных услуг, как его нередко представляют сегодня наши высокопоставленные чиновники. Причём медлить с восстановлением роли учителя и здорового воспитательного значения школьного коллектива нельзя. Потому что сегодняшний сон разума чиновников рождает чудовищ. И трагедия в Казани может оказаться не последней…

Д.С. Сидоров,
1-й секретарь обкома КПРФ
депутат, руководитель
фракции КПРФ
в Рязанской областной Думе