16 февраля №3 (22166)

ОБРАЗОВАНИЕ – ВСЕМУ ГОЛОВА

У старшего поколения на слуху выражение «Хлеб – всему голова». Но хлеб тоже надо выращивать грамотно. Имея знания, можно достигать совершенства в любой сфере человеческой деятельности. В силу ряда причин нам приходится догонять передовые страны в этой области, что следует из указов президента и Национальных проектов. Причины известны, цели поставлены, осталось выбрать способы достижения задач.
Отдельными методиками вопрос не решить, необходимы новые методы. Такой метод появился после завершения Всероссийского педагогического конкурса «Мои инновации в образовании 2018» и получил признание авторитетного жюри конкурса. Автор назвал его «Универсальная система обучения» (УСО). Её суть состоит в том, что известный педагогический приём: письменный фронтальный блиц-опрос (ПФБО) применяется не только для контроля успеваемости обучаемых, но и для систематического повторения основного учебного материала через определённые промежутки времени, исходя из свойств памяти, с использованием её основных видов (слуховая, зрительная, двигательная). Экспериментально удалось выяснить, что для полного усвоения учебного материала и фиксации его в долговременной памяти, достаточно повторить его трижды: через сутки, неделю, месяц. При этом нет необходимости проводить дополнительную работу с отстающими во внеурочное время, (они исчезают) что, кстати, существенно облегчает работу учителя (преподавателя). Этому будет способствовать также применение оценочной таблицы, которая автоматизирует процесс выставления оценок и устраняет сомнения в их объективности.
Система пригодна для всех учебных заведений и дисциплин, там, где требуются конкретные знания для успешного овладения будущей профессией.
Подробности концепции «Универсальная система обучения» и методика её внедрения в учебный процесс опубликованы в ИНТЕРНЕТ на сайте Рязанского института развития образования (РИРО): rirorzn.ru,— публикации,— ОБЖ,— статья «Письменный фронтальный блиц-опрос как средство интерактивного обучения».
При попытке автора позаботиться о её внедрении, как советовали наставники из Госдумы при вручении дипломов победителям, Министерство просвещения не проявило заинтересованности и только спустя год удалось добиться разрешения на проведение ОЭР (опытно-экспериментальной работы), которая успешно завершилась в конце прошедшего учебного года — все выпускники базовой школы по предмету ОБЖ получили отличные оценки. Однако на этом всё и закончилось — пандемия и карантины явились прекрасным поводом «отдохнуть». В результате проволочек чиновников от образования потеряно два года из отведённых президентом РФ на решение Нацпроекта «Образование». Накопился целый пакет отписок за это время, которое очень дорого в сложившейся ситуации. Моё предложение расширить рамки эксперимента до каждого района области и города так и осталось нереализованным. Директора школ, за небольшим исключением, тоже не проявляют заинтересованности в инновациях, считая это дополнительной нагрузкой к той, что они и без того имеют.
К сожалению, не ко времени покинула пост министра (с «человеческим», по отзывам учителей, лицом) О.Ю. Васильева, которая не успела реализовать свои многообещающие задумки: ввести в школах звания старших и ведущих учителей, способных, используя накопленный опыт, содействовать выполнению задач, поставленных нацпроектами и президентом РФ. Она, признавая пользу ЕГЭ как систему удобную для абитуриентов, считала тестирование, как средство проверки знаний, несовершенным, что и показала независимая проверка подготовленности первокурсников МГУ к началу учебного года в высшей школе. До нового министра просвещения С.С. Кравцова «достучаться» не удалось — отписались «клерки» в ранге референтов, не ознакомившись с проблемой. Указы президента РФ в назначенный срок вряд ли удастся выполнить при таком отношении чиновников от образования к инновациям. Обращение их авторов непосредственно к самим учителям непроизводительно.
Внедрить инновации, получившие признание на Всероссийских педагогических конкурсах, возможно только заинтересовав их материально. Для этого министрам образования регионов следует ввести в общеобразовательные школы категории старших и ведущих учителей с дополнительной оплатой их труда. Старшие учителя будут обязаны заботится о внедрении инноваций по своим предметам, отслеживая результаты педагогических конкурсов, без чего проведение таковых теряет всякий смысл. Ведущие учителя смогут оказывать методическую помощь старшим учителям на основе своих знаний и опыта. Необходимо также предусмотреть обучение ведущих учителей на специальных курсах при региональных Институтах развития образования. До назначенного президентом года исполнения его указов осталось совсем немного времени, раскачиваться некогда. Работать в этом направлении пандемия совершенно не мешает, ссылки на неё не проходят. Так что за работу, «дорогие товарищи»!


Лев Волков,
г. Рязань