16 февраля №3 (22166)

В России разрабатывают программы для выявления нелояльных власти студентов и преподавателей

Доктор политических наук Сергей Обухов прокомментировал разработку Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) программ для выявления «неблагона-
дёжных» студентов и преподавателей.

«Власть у нас давным-давно уже «взялась» за студенчество, уже давно созданы специализированные структуры, имеющие передовое программное обеспечение, – заявил Сергей Обухов изданию «Свободной прессе». – А относительно рассуждений о том, что скоро наша реальность будет сильно напоминать голливудские антиутопии, могу сказать, что как минимум в Москве она уже наступила и развивается с каждым днём. Чего стоит, например, одна только система распознавания лиц. Всё уже, как говорится, на потоке, и этому может помешать разве только стремление нашей элиты украсть побольше денег. Вспомните, как в своё время чиновники отчитывались о размещении дорогих видеокамер на подъездах домов, а на самом деле вместо них размещались дешёвые муляжи».
«Что же касается непосредственно инициативы РГГУ, то у нас уже и без них «мониторщиков» хватает, – сказал Сергей Обухов. У нас в распоряжении губернаторов, например, имеется спецсистема, в режиме реального времени отслеживающая нарастание протестных настроений в обществе через соцсети. У каждой госкорпорации существуют аналогичные мониторинговые центры. Я уж не говорю о нашем центре «Э», который в соцсетях карает за любое мало-мальски протестное высказывание. Так что за «прогиб», за стремление показать свою лояльность власти я бы поставил руководству РГГУ «пять», а вот за оперативность исполнения, увы, «двойку». Этот рынок у нас уже давно переполнен».
Как сообщило ранее «Эхо Москвы», РГГУ потратит 12 миллионов рублей на программу для отслеживания протестных настроений у студентов. Соответствующий тендер на сайте госзакупок обнаружил проект «Роскомсвобода».
Программное обеспечение, которое хочет приобрести руководство РГГУ, позволит мониторить интернет; собирать новости и вести поиск по ключевым словам в любых информационных ресурсах, включая СМИ, сайты, блоги, форумы, чаты, социальные сети (в том числе в deepweb и darkweb).
Программа должна сама распознавать ключевые элементы упоминаний (имена, географические понятия, бренды, ссылки), определять, упоминается ли что-то в позитивном или негативном ключе, а также вести статистику.
Система будет анализировать информацию, выделяя лидеров мнений в студенческой и преподавательской среде; группы влияния в вузах, определяя протестный потенциал, а также уровень напряжённости в учебных заведениях.
Сбор данных будет осуществляться круглосуточно. О появлении материалов, представляющих особый интерес, а также об угрозах и важных событиях программа должна оповещать в течение часа.
«Нынешняя власть не может предложить ничего ни студенчеству, ни обществу в целом, — констатировал юрист, депутат Мосгордумы от КПРФ Евгений Ступин. — Доходы падают семь лет подряд, медицина развалена, пенсионный возраст поднят, в общем, гордиться откровенно нечем. Понятно, что недовольство общества нарастает. Но вместо того, чтобы устранять первопричины этого недовольства, по неумению ли, нежеланию ли, власть предпочитает бороться с последствиями. На каком-то этапе это, конечно, может принести какие-то плоды, но стратегически такие ходы бессмысленны».
«Власть сейчас сама себе максимально, так сказать, облегчает задачу. – сказал Ступин. – Например, мотивируя свои действия тем, что молодой человек совершает поступки, «порочащие честь и достоинство студента», можно творить всё, что угодно. Так что с точки зрения правового обоснования, полагаю, тут худо-бедно подстраховались — у нас же сейчас фактически любая активность, не только митинги, запрещена. Так что формально любого нарушителя этого запрета можно заклеймить «экстремистом» и отчислить. Но отчислите вы, скажем, двоих, троих, десяток–другой, а дальше-то что? В какой-то момент масса «нарушителей» станет критической, и с этим ничего нельзя будет поделать. Ведь студенты — народ активный. Да и не особо боязливый — работы пока нет, детей и семьи, как правило, тоже, ипотеки нет, кредитов нет, терять особо нечего. Так что им гораздо легче объединяться и отстаивать свои
позиции».