16 февраля №3 (22166)

Осенью вырастут цены на одежду и обувь. Чиновники: Это нормально

В новом осенне-зимнем сезоне одежда и обувь могут подорожать минимум на 10—20%. В Минпромторге заявили, что повышение цен происходит каждый год, и это нормально.
Коллекции нового сезона прибавят в цене 10—15%, рассказал РБК президент розничной сети Baon Илья Ярошенко. Осенью подорожание одежды будет малозаметным, но уже в начале 2022 года цены в рознице могут вырасти на 18—20%, предупреждает владелец компании «Глория Джинс» Владимир Мельников. Схожий прогноз даёт и Андрей Павлов, основатель Zenden Group (сети обувных салонов Zenden, Thomas Munz и Mascotte).
На рост цен на одежду и обувь влияют увеличивающиеся расходы на логистику и сырьё, объясняют ретейлеры. Они напоминают, что стоимость морских грузоперевозок из Азии в Европу выросла в несколько раз по сравнению с прошлым годом из-за пандемии и сбоев в работе китайских портов. Павлов оценивает подорожание перевозок в пять—шесть раз. Стоимость доставки контейнера из Азии в прошлом году составляла $3 тыс., сейчас она доходит до $10 тыс., и чем габаритнее товар или ниже его стоимость, тем дороже обходится его доставка, объясняет Ярошенко.
Хлопок с начала года подорожал на 35%, «значительно» выросла и стоимость всех материалов, связанных с «химией», то есть тех, где задействованы нефтепродукты, перечисляет Мельников. В частности, по его словам, подорожало синтетическое волокно – эластан. Американский производитель спортивной одежды верхнего ценового сегмента Lululemon скупил лучший эластан на рынке, и вслед за возникшим дефицитом у известных производителей волокна цены подняли и «ноунейм-компании», уточняет Мельников.
По словам ретейлеров, на ценах также сказывается ослабление рубля. Кроме того, как уточняет Павлов из Zenden Group, растут инвестиции в открытие магазинов: с прошлого года цены на строительные материалы, дерево и металл бьют рекорды: «Мы за счёт снижения маржи будем придерживать цены, но не бесконечно».
Увеличившаяся стоимость перевозок и сырья начала оказывать влияние на розничные цены уже с четвёртого квартала 2020 года. В среднем, по оценке Павлова, они выросли на 5—10%, но те, у кого были большие товарные запасы, могли нивелировать частично этот рост». Предупреждали о росте стоимости продукции к летнему сезону и другие ретейлеры.
По большинству товарных категорий рост розничных цен в январе—июне этого года был на уровне 4—5%, свидетельствуют доступные данные Росстата. Согласно официальной статистике, больше всего – на 8%, в среднем до 137 руб. за штуку, – подорожали детские трусы. На 7%, до 1,9 тыс. руб., выросла цена пары перчаток из натуральной кожи. Четыре товарные категории, попадающие в ежемесячный мониторинг, в первом полугодии даже подешевели: например, шерстяные и полушерстяные шарфы – на 5%, в среднем до 847 руб. за штуку.
В Минпромторге заявили, что в 2021 году рост цен на одежду и обувь останется в границах среднего ежегодного коридора. Рост стоимости отчасти связан с повышением цен на перевозку и увеличением стоимости сырья, отмечает ведомство.
«Повышение стоимости на одежду и обувь в сезон – ежегодный процесс в рознице, и, по оценкам Минпромторга, в этом году он останется в границах среднего ежегодного коридора. При этом увеличение цен, которое происходит в первый месяц сезона, в дальнейшем значительно нивелируется скидками и распродажами», – рассказали в пресс-службе Минпромторга (цитата по «Российской газете»).
В ведомстве обратили внимание, что основной импорт одежды идёт из Юго-Восточной Азии. «Фрахт по сравнению с прошлым годом увеличился почти в пять раз, что было связано с разрывом мировых логистических цепочек в период коронавирусного локдауна.