16 февраля №3 (22166)

Регионы с протянутой рукой

Как наполнить и распределить государственную казну так, чтобы хватало в ней денег на всё народное, каким оно было во времена Советской власти, хозяйство страны? Решение этой задачи КПРФ предложила в бюджете развития. И фракция КПРФ в Госдуме последовательно реализует намеченную программу через вносимые депутатами законопроекты. Очередной приоритетный проект закона фракции КПРФ — об изменении нормативов распределения НДС между уровнями бюджетной системы — был рассмотрен на заседании палаты 9 марта.

По большому счёту, непомерно завышенный сегодня налог на добавленную стоимость, снижая конкурентоспособность отечественной продукции и опустошая кошельки граждан, угнетающе действует на экономику страны. Поэтому коммунисты, опираясь на мировой опыт, настаивают на поэтапном его снижении до 2025 года с нынешних 20% до 12%. Соответствующий законопроект фракции КПРФ Госдума рассматривала в декабре. К сожалению, парламентское большинство не захотело тогда прислушаться к голосу коммунистов. Не вняло оно здравому смыслу и теперь, когда фракция КПРФ предложила с помощью перераспределения НДС между федеральным центром и регионами добиться выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Федерации.

Депутаты-коммунисты во главе с Г. Зюгановым подготовили поправки в Бюджетный кодекс РФ, расщепляющие НДС на федеральную и региональную составляющие в соотношении 60 к 40, то есть 60% процентов дохода от НДС предлагается зачислять в федеральный бюджет, а 40 — оставлять в регионе. Сегодня НДС полностью идёт в федеральную казну, регионы же тем временем задыхаются от безденежья.

По итогам 2020 года госдолг субъектов Федерации увеличился на 18% и достиг почти 2,5 трлн рублей, сообщила Вера Ганзя, представляя на заседании Госдумы законодательную инициативу коммунистов. У 39 регионов уровень долга составляет более половины собственных доходов, у 20 регионов — он выше 70% и только у 11 — менее 10%. Растёт и долг муниципалитетов. За минувший год он увеличился с 350 до 387,4 млрд рублей. В такой ситуации миллиардный грант за высокие показатели, раскиданный на 2300 муниципалитетов, выглядит как насмешка, считает депутат. Не служит стимулом и 35-миллиардный грант регионам. Ни регионы-реципиенты, ни регионы-доноры не заинтересованы в развитии собственной налогооблагаемой базы: одни покорно ждут своей порции дотаций, а другие вынуждены мириться с тем, что сколько бы они ни заработали, им всё равно оставят минимум.

Существующая бюджетная система распределения налогов, искусственно вызывая дефицит региональных и местных бюджетов, тормозит экономическое развитие территорий, усиливает социальную напряжённость среди жителей дотационных регионов, считают коммунисты. «Это система не федеративного, а унитарного государства, когда денежные потоки и властные полномочия сконцентрированы на федеральном уровне», — подчеркнула Вера Ганзя. Централизация фискальной системы доведена в нашей стране до абсурда: все расходы регламентируются сверху через госпрограммы, при этом приоритетные проблемы субъектов Федерации не учитываются. Для их решения у регионов должны быть свободные денежные средства. Расщепление НДС дало бы регионам относительную финансовую самостоятельность и повысило бы жизненный уровень населения, уверены авторы законопроекта.

Комитет Госдумы по бюджету и налогам заявил, что это вызовет разбалансировку бюджетной системы. Можно подумать, что сейчас она сбалансирована. Из 184 полномочий, переданных с федерального уровня на региональный, только треть обеспечена финансовыми мандатами.

У правительства, давшего на законопроект отрицательное заключение, нашёлся и ещё один аргумент «против»: нельзя допустить сокращения доходов федерального бюджета. Но и этот аргумент весомым и убедительным не назовёшь. «Священную корову» Фонда национального благосостояния давно пора заставить кормить экономику нашей страны. Сегодня же из 13,5 трлн рублей, аккумулированных в ФНБ, только 8,7 трлн ликвидные.

Мёртвым грузом лежат 600 млрд долларов золотовалютных резервов. «Сдаётся мне, что их очередным кризисом хотят раскассировать, пополнив состояния тех, в пользу кого настроена вся налоговая система страны», — заметил Николай Коломейцев. Отвергая предложения коммунистов, ни правительство, ни парламентское большинство ничего не предлагают взамен. Власть устраивает такое положение вещей, когда регионы, приученные есть с руки хозяина, лишены финансовой самостоятельности, когда 1% населения владеет 57% доходов и олигархи вольны устанавливать свои правила игры, подчинённые только логике наживы. Только этой логикой можно объяснить ценообразование. Например, нынешняя цена на нефть 67 долларов за баррель аналогична той, что была в 2006 году, напомнил депутат, но тогда бензин стоил 12 рублей, а сегодня — 50!

НДС грешит чудовищными перекосами, подытожила обсуждение законопроекта Вера Ганзя. Зачастую его возмещение из бюджета получают те предприятия, которые вообще НДС не платят. Кроме того, он тяжким бременем ложится на рядовых потребителей, и его, безусловно, надо менять. Но в данном созыве Госдумы, где заправляет «Единая Россия», это невозможно.

Татьяна Офицерова