16 февраля №3 (22166)

Слово о матери

В год 75-летия Победы советского народа над фашистской ордой как не вспомнить волнующие до слёз слова призывной песни «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой…»? И кто же, как не мать, благословит на ратный труд своих мужей, сыновей и братьев? И рождается знаменитый плакат «Родина-мать зовёт!». Вскоре на полях сражений возрождается боевой клич «За Родину, за Сталина!», впервые прозвучавший ещё в период боёв за озеро Хасан, в 1938 году. Так символическая «Родина-мать» и конкретное историческое лицо стали главными лозунгами, главной вдохновляющей силой в борьбе с фашистами, возжелавшими поработить великую страну СССР. Этот факт из истории не вычеркнуть никаким волшебным пером.

…Однако любые лозунги и призывы, не подкреплённые вооружением и продовольствием, не способны одолеть врага, тем более такого, как солдаты вермахта. Без крепкого тыла любая армия обречена на поражение. И у тыла был свой лозунг: «Всё для фронта, всё для победы!» А кто же остался в советском тылу? Женщины, старики и дети. И основная ноша забот, конечно же, легла на женские плечи. Это женщина-мать, наравне с волами, вспахивала под урожай колхозную землю, стояла до изнеможения у станка рядом с малолетками-мальчиками (детьми войны), роняла жгучую слезу над детской колыбелью, тревожась за жизнь своего беспомощного дитяти. Полуголодная, она должна была успевать везде. И успевала, потому что надеялась и верила в победу.

Надёжный тыл – опора для солдата.
Без тыла богатырь – не богатырь…
Трудилась ты за мужа, и за брата –
За всех мужчин, чтоб только крепнул мир.
В тылу ты больше трактора пахала,
Всё спорилось, за что бы не бралась.
Была ты крепче всякого металла,
Гордилась, что солдаткою звалась…

Моя мать, Евдокия Николаевна Хлебодарова, малограмотная дочь лесоруба и по совместительству церковного певчего, проводила на фронт старшего сына Николая прямо со школьной скамьи, по окончании десятого класса. Вскоре следом за сыном ушёл и мой отец, Антон Михайлович, бондарь, за плечами которого уже были шесть лет империалистической и гражданской войн. На руках матери остались четыре моих сестры (старшей – пятнадцать лет, младшей – семь), двухлетний брат и я, родившийся ровно за месяц до начала обрушившейся на страну беды.. Предстояло борение за выживание семьи. Зарабатывали на заготовке древесины в лесу, по найму в людях, продажей дров за картошку в отдаленных от леса деревнях. Летом в пищу шли лебеда, крапива, щавель, разные дары леса, речные ракушки. Истощённая голодом и непосильным трудом мать не всегда могла кормить меня своей грудью. Материнское молоко часто заменял мне тщательно разжёванный черный хлеб, завёрнутый в клочок марли (такая вот хлебная соска).

Уже несколько позже, будучи студентом университета, я попросил мать описать свою жизнь (она выучилась письму и чтению в годы ликбеза). Вот характерные выписки из её воспоминаний о военном периоде:

– Не боялась я грозы, не боялась я мороза, не боялась я тёмной ночи, не боялась я тяжёлой ноши.
– Я все жилы свои порвала на струны. Но играть пришлось со слезами.
– Я была женщина, а работала, как лошадь.
– Я все годы искала счастье: траву раскладывала, землю раскапывала, но не знала, какое оно счастье – белое или чёрное, лёгкое или тяжёлое? Так и не пришлось его подержать в руках.
– Тяжело было всегда. Но я никогда не плакалась, никому не жаловалась. Кто-то из божьих людей сказал, что страдания его тяжелее стонов его. Я не божий человек, но и обо мне можно сказать такое же.

В военные годы главной заботой моей матери было сохранение и воспитание детей. У неё это получилось. И советское государство наградило её орденом «Материнская слава» третьей степени. Обладательнице такого ордена выдавали и определённую денежную сумму.

Вся история нашего выживания заслуживает большого поучительного романа. Но разве только одна наша семья находилась в таком положении? Женщина-мать была в каждой советской семье. И большей частью именно мать была главной опорой и для семьи, и, вне всякого сомнения, для фронта! И вряд ли среди нормальных людей найдётся хоть один, который откажется признать, что мать, мама глубоко любима своими детьми, что материнская ласка нам нужна всегда, в любом возрасте. Как же прав Алексей Максимович Горький, сказавший: «Всё самое прекрасное в человеке – от лучей солнца и от молока матери». Мама, пусть же славится имя твоё вовеки веков и в любом уголке планеты!

Александр САЧКОВ,
дитя войны, ветеран труда,
г. Рязань, декабрь 2021г.