16 февраля №3 (22166)

«Черная дыра неэффективных госкорпораций». Чемезов придумал куда пристроить десятки никому ненужных «суперджетов»

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), подконтрольную «Ростеху», произвела 60 авиалайнеров «Сперджет» SSJ 100, от которых отказались заказчики или на которые так и не нашлись покупатели, сообщают «Ведомости».

Самолеты SSJ100 сейчас в разной степени готовности: 22 борта уже полностью собраны и оборудованы изнутри и находятся на хранении в Венеции, Жуковском и в Иркутске. Этим самолетам уже несколько лет, они предназначались для авиакомпаний, которые в дальнейшем отказались их забрать. Мексиканская Interjet заказывала 30 единиц, а забрала только 22, ирландская Cityjet — 15 единиц с опционом еще на 16, однако забрала только семь. По словам источников, были и другие заказчики, которые в дальнейшем решили не брать российские самолеты.

Около 10 лайнеров находятся на доводочной линии в Жуковском, где самолеты проходят испытания перед поставкой. Еще примерно 30 бортов в разной степени готовности сейчас на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе. Там они закладывались в расчете на будущие заказы, которые не были реализованы или были перенесены. Цена одного борта оценивается примерно в 33 миллиона долларов. Таким образом, ОАК располагает невостребованным флотом на 2 миллиарда долларов.

По данным «Ведомостей», на совещании по поддержке авиационной отрасли гендиректор ОАК Юрий Слюсарь и глава «Ростеха» Сергей Чемезов презентовали президенту Владимиру Путину программу выкупа самолетов за счет государственного бюджета.

В рамках программы государственные субсидии будут выданы одной из лизинговых компаний, которые в свою очередь выкупят самолеты у ОАК и передадут их авиакомпании Red Wings, которая контролируется самой ОАК. Сообщается, что самолеты могут получить и другие авиаперевозчики. В качестве лизинговой компании могут выступить принадлежащая Минтрансу ГТЛК, «ВЭБ-лизинг» или входящая в «Ростех» «Авиакапитал сервис».

Из бюджета понадобиться выделить не менее 100 млрд рублей на субсидии и гарантии.

Как напоминает «Интерфакс», Red Wings имеет опыт эксплуатации пяти SSJ-100, но успешным назвать его нельзя: в 2016 году авиакомпании пришлось отказаться от самолетов из-за их нерентабельности.

Проекты создания на базе Red Wings авиакомпании с парком из российских SSJ-100 обсуждались и ранее. В частности, в 2017 году газета «Коммерсантъ» сообщала, что Минпромторг и Минтранс предложили передать компании 100 «суперджетов» для перевозок между городами с населением более 200 тысяч человек. Такой проект может «стать дополнительной мерой по продвижению самолета на внутренний рынок и способствовать подвижности населения», цитировала газета позицию Минпромторга. При этом гендиректор Red Wings Евгений Ключарев в беседе с журналистами говорил, что решение еще не принято, и поэтому предлагал «глубоко в эту тему не погружаться». Без участия государства это «практически нереализуемый проект», добавлял он.

Red Wings принадлежит лизинговой компании «Ильюшин Финанс Ко» (входит в ОАК). На конец прошлого года перевозчик замыкал десятку крупнейших по пассажиропотоку авиакомпаний РФ — 3,07 млн человек (рост на 17% год к году).