16 февраля №3 (22166)

О целесообразности концессии «МП «Водоканал г. Рязани»

О целесообразности концессии «МП «Водоканал г. Рязани».

Федеральные власти рекомендуют передавать в концессию только убыточные предприятия, да и мировая практика не знает опыта ограничения самостоятельности прибыльных хозяйствующих субъектов.  В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»  может быть заключено концессионное соглашение. Вместе с тем, в соответствии с п. 14(1) распоряжения Правительства РФ от 22.08.2011 № 1493-р «Об утверждении плана действий по привлечению в жилищно-коммунальное хозяйство частных инвестиций и перечней пилотных проектов, предусматривающих привлечение частных инвестиций в развитие объектов энергетики и системы коммунальной инфраструктуры, координацию реализации которых осуществляют Минэкономразвития России и Минрегион России» до 1 января 2016 года должны быть проведены органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления конкурсы на право заключения концессионных соглашений с целью передачи в концессию объектов жилищно-коммунального хозяйства всех неэффективных предприятий. Неэффективным, как это понятно каждому здравомыслящему человеку, является убыточное предприятие.

Чтобы сделать предприятие убыточным, региональное правительство перестало выплачивать законные компенсации из областного бюджета, сумма их составила более 170 млн рублей. Несмотря на это, по итогам 2014 года Водоканал получил почти 1,5 млрд рублей выручки, 138 млн рублей прибыли, ежемесячно выплачивал работникам зарплату в сумме 30 млн рублей. Из городского бюджета ранее было закуплено оборудование по лизингу на 180 млн рублей. Это отличный актив для генерации прибыли. Действия администрации в связи с изложенным  подпадают под ст. 196, 197 УК РФ о преднамеренном банкротстве.

Закончился 2015 год. Однако официальные  данные о бухгалтерской (финансовой) отчётности, которые поданы уже в налоговую инспекцию, не опубликованы на официальном сайте водоканала.

Опять же, информация о проекте на стартовой странице сайта администрации г. Рязани появилась только 1 апреля! Вопрос состоит в том, могут ли заинтересованные стороны в пятидневный срок объективно оценить достаточно большой объем информации,  при условии, что из 5 дней осталось только два!

Администрация г. Рязани, на содержание которой тратится более 800 млн рублей народных денег из городского бюджета, проводит антинародную политику отказа от своих прямых функциональных обязанностей по управлению городским хозяйством. В результате сегодня в частной собственности уже оказались теплоресурсные предприятия города, управляющие жилищные компании, ведётся активная работа по сдаче в частное концессионное управление стратегического муниципального предприятия «Водоканал г. Рязани». Жители Рязани в 2010 году уже стали заложниками такой антинародной политики, когда более трёх месяцев город оставался без горячей воды и больше месяца без отопления. Проводить эксперименты над людьми, сколько они могут прожить без питьевой воды, не нужно, это давно известно – не более  недели.

Передача водоканала в частное управления не только лишит городские власти возможности оперативного воздействия на управление предприятием с целью бесперебойного снабжения качественной питьевой водой жителей города, но и вызовет неизбежный рост платы за водоснабжение и водоотведение. Это нарушает интересы большинства населения.  Почему же администрация Рязани действует в интересах частной компании, получая зарплату от жителей города? Вызывает сомнение правомерность действий горадминистрации с позиции Федерального закона от 07.02.1992 (в ред. от 13.07.2015) N 2300-1 «О защите прав потребителей». Возможна и скрытая коррупционная заинтересованность должностных лиц администрации г. Рязани и водоканала.

Из представленных на данный момент проектных документов о концессии непонятно, как будет соблюдено требование закона о гостайне. В соответствии с п. 42.1.  Указа Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» (в ред. 28 мая 2015 г.), сведения, раскрывающие схемы водоснабжения городов с населением более 200 тыс человек или железнодорожных узлов, расположение головных сооружений водопровода или водовода, их питающих, относятся к гостайне. (Государственные органы и организации, наделённые полномочиями по распоряжению сведениями, отнесёнными к государственной тайне МЧС России, Минобороны России, Минприроды России, Минстрой России, Минтранс России, Минэкономразвития России). Как будет обеспечено исполнение данного закона частной фирмой, если учредители предполагаемого концессионера расположены в оффшорах?

С учётом изложенного, с точки зрения целесообразности и пользы для горожан, «МП «Водоканал» должен оставаться в муниципальной собственности.

Предложения:

  1. Сбор предложений (1 этап обсуждения) нельзя завершать, пока не опубликованы данные бухгалтерской (финансовой) отчётности водоканала за 2016 год.
  2. Поскольку по основному виду деятельности водоканал несёт убытки, а по неосновному – присоединению предприятие получает хорошие прибыли, то целесообразно прибыльную часть деятельности в любом случае оставлять в муниципальном управлении.
  3. Включить в документы, касающиеся обязанностей концессионера, обязательства по соблюдению безопасности жизнедеятельности населения Рязани и предотвращения экологических рисков обеспечения питьевой водой, а также механизмы ответственности концессионера при несоблюдении этих требований.
  4. Такие же реальные механизмы ответственности концессионера должны устанавливаться в случае несоблюдения сроков и объёмов инфраструктурных инвестиций.
  5. Для обеспечения защиты потребителей предлагаем заморозить тарифы на водоснабжение и водоотведение до завершения полного инвестирования концессионером предусмотренных соглашением средств – 7,9 млрд рублей.