8 февраля №5 (22025)

На дорогу Великого Октября!

В ходе празднования 100-летия Великого Октября было выделено множество аспектов всемирно-исторического значения произошедшей в нашей стране социалистической революции. Это её влияние на другие страны мира, одни из которых тоже пошли по пути строительства социализма, а другие освободились от колониальной зависимости. Это смягчение эксплуатации трудящихся в крупных капиталистических странах из-за боязни хозяев, что и здесь может произойти что-то подобное. Много говорилось о великих достижениях советского народа в ходе социалистического строительства, возможность которого открыл 1917 год. Сегодня из всех юбилейных статей и выступлений я хотел бы выделить значение этого события для развития человека как биологического существа.

Известно, что человек по своей природе имеет две сущности: как биологический вид наряду с любым животным и как продукт общения с другими людьми. Вот только второе – влияние среды таких же людей в процессе коллективного труда сделало из древнего получеловека-полуживотного прообраз нынешнего человека. Когда то существо стало всё больше и больше ограничивать свои инстинкты ради других таких же существ, стало увязывать свои интересы с интересами других, жить и действовать для других, тогда оно и встало на путь формирования человека современного облика. Жить для других, отдавать свои силы и способности обществу людей – вот в чём сущность появившегося на Земле нового биологического вида. Ставить же свои интересы выше интересов общества означает опускаться на уровень обыкновенного животного. А как раз такое явление постоянно наблюдается при господстве частной собственности. При ней произошло и происходит бессчётное число войн, убийств и других преступлений, от неё люди постоянно терпят бедствия, находятся в состоянии ужаса. А эти войны, убийства и прочие ужасы – это всё признаки того, что человек не избавился ещё от животных инстинктов, не так далеко ушёл от дикого состояния. Исходя из этих соображений, Карл Маркс считал всю жизнь людей при частной собственности не настоящей историей, а лишь предысторией человечества. Другими словами, человек при этом ещё ближе к животному, чем к настоящему человеку, к тому, каким должен быть этот вид в полном своём развитии. А это значит, что с 1917 года под руководством В.И. Ленина, а затем И.В. Сталина наш  народ впервые на планете начал настоящую, подлинно человеческую историю – вот в чём ещё один аспект всемирно-исторического значения Великой Октябрьской революции и строительства социализма в СССР.

Именно с этого момента значительная часть человечества получила возможность трудиться, отдавать свои силы и способности в полном смысле на общее дело, – на то, в чём  и состоит главное отличие человека от животного. Конечно, это было только начало, ибо, как писал Маркс, сразу после социалистической революции «мы имеем дело не с таким коммунистическим обществом, которое развивалось на своей собственной основе, а, напротив, с таким, которое только что выходит как раз из недр капиталистического общества и которое поэтому во всех отношениях: в экономическом, нравственном и умственном, сохраняет ещё родимые пятна старого общества, из недр которого оно вышло.» Но путь-то был выбран правильный, и на этом пути нашим народом очень много было достигнуто, в том числе и в нравственном отношении.

Сообразуясь со сказанным, мы должны ужаснуться тому, что сотворили с нами  на рубеже 80–90-х годов прошлого века. Значительное число советских людей согласилось с тем, что отдельные граждане застолбили не только небольшие участки в виде лесопилок и парикмахерских, но и целые жизненно важные отрасли: нефть, газ, металлы, а потом землю, лес и воду. Тем самым позволили повернуть нашу страну назад – к животному миру. Вот что с нами на самом деле произошло. Видимо, проявили себя как раз те родимые пятна капитализма, о которых упоминал Маркс. Ясно, что с такого пути нужно как можно скорее уходить. История человечества, в которой одни страны и народы уходили в небытие, а другие поднимались в ранг великих держав, учит: не справились мы – справятся другие, не получился мировой коммунизм с русской советской спецификой – получится, вполне возможно, с китайской. Очень жаль, конечно, что с поражением социализма в СССР намного замедлился прогресс человеческой цивилизации в целом, и обидно, что историческую лыжню занял теперь другой. Но общий процесс развития человечества, развития человека как биологического вида неодолим. Как бы и сколько бы ни говорили антикоммунисты о том, что социализм – это исторический тупик, что коммунизм – утопия, а к нему люди обязательно придут, с него и начнётся собственно подлинная история человечества.

Как хорошо известно, в коммунистическом обществе будет господствовать принцип «от каждого – по способностям, каждому – по потребностям». Насчёт его первой части  В.И. Ленин высказался так: «Коммунистический труд есть бесплатный труд на пользу общества, труд, производимый не для отбытия определённой повинности, не для получения права на известные продукты, не по заранее установленным и узаконенным нормам, а труд добровольный, труд вне нормы, труд, даваемый без расчёта на вознаграждение, без условия о вознаграждении, труд по привычке трудиться на общую пользу и по сознательному (перешедшему в привычку) отношению к необходимости труда на общую пользу, труд, как потребность здорового организма.» Интересно, что по этой части коммунистического принципа особых сомнений у людей в его осуществимости на практике мы не замечаем, хотя даже при всём трудовом энтузиазме в СССР было видно, что до такого отношения к труду было ещё очень далеко. А вот что касается второй части, о получении производимых материальных и культурных благ по потребностям, то тут сомнения возникли сразу после его провозглашения. Ветераны партии, конечно, помнят, как скептически отнеслись советские люди к принятой в 1961 году программе построения коммунизма в нашей стране. Не потому, что не поверили в намеченный рост производства и создание материально-технической базы нового строя – как раз в этом-то особых сомнений не было, к бурным темпам роста за годы Советской власти люди привыкли. А вот из-за того, что всё будет по потребностям, та программа вызвала у многих недоверие. Теперь, по прошествии полувека думается, что и тогда, и у многих сейчас представление об этом принципе распределения благ не совсем такое, как будет на самом деле. Кто-то считал, что позволь людям, так всё растащат, расхватают, будут пихать друг друга, как поросята у общего корыта. А многие думают так: «Каждый будет получать, что захочет и в любом количестве. Захочу 10 легковых автомобилей – мне дадут, пожелаю мешок конфет – получу». Конечно, такое примитивное толкование вызывало недоверие к этому принципу, здравый смысл подсказывал, что такого в реальной жизни быть не может. А если не может, значит и коммунизм не возможен. А думают так потому, что не придали и до сих пор не придают значения ещё одному направлению той программы: воспитанию нового человека, тому, что тот человек названный принцип будет понимать не так, что хочу, то и получу, а что получу всё необходимое  для своего всестороннего, гармоничного развития. А для этого вовсе не нужно ни мешка конфет, ни десятка автомобилей. При здравом размышлении очевидно, что разумные, научно обоснованные потребности человека не так уж велики: тёплое (а там, где необходимо, прохладное), благоустроенное, технически оборудованное жильё, где есть всё необходимое и нет ничего лишнего; интересная, интеллектуально содержательная работа, которая в таких условиях будет удовольствием, радостью, естественной потребностью здорового, физически развитого, не испорченного алкоголем и табаком организма. Где каждую минуту свободного времени человек  коммунистического общества, человек в полном смысле этого слова, будет проводить с максимальной пользой, занимаясь искусством, художественным творчеством, физической культурой и спортом. И всё необходимое для этого у человека будет.

На фоне сказанного хорошо видно, что нынешний рыночный, капиталистический порядок всячески препятствует обозначенному пути. Платой за учёбу, безответственным отношением к делу самих преподавателей, а также специально разработанными программами и ЕГЭ молодёжь отлучена ныне от должного образования; её травят спиртом и наркотиками, портят развратом и насилием по телевидению. Примеры того, как низко, до животного состояния опустились иные люди в этих условиях, мы слишком часто видим как по телевизору, так и вокруг себя. 

Поворот на дорогу социализма, к обществу настоящего человека – наша насущная необходимость. И чем раньше мы это сделаем – тем лучше.