16 февраля №3 (22166)

Терапевт вместо врача скорой помощи: эквивалентна ли замена?

Вызывая скорую медицинскую помощь, мы ждем ее немедленного появления. Однако в течение 20 минут после сигнала, поступившего от диспетчера, медики должны приезжать только в экстренных случаях, связанных с угрозой жизни. А вот на то, чтобы оказать неотложную помощь, у них есть два часа. Правда, и в этот норматив они далеко не всегда укладываются. А всё потому, что не хватает врачей и фельдшеров. В Министерстве здравоохранения Рязанской области нашли выход из ситуации. Неотложные вызовы, которые не требуют срочного медицинского вмешательства, теперь будут передавать в поликлинику с учётом адреса абонента.

Терапевты в помощь

скорой помощи

К неотложной помощи относятся состояния, когда у пациента: повышение температуры, острые заболевания и хронические обострения. То есть это случаи, которые не требуют срочного медицинского вмешательства. У терапевта есть два часа с момента поступления сигнала о вызове на то, чтобы прийти к пациенту. В Министерстве здравоохранения Рязанской области считают, что, благодаря этой мере, приоритетом в работе скорой станут экстренные случаи.

Так как изменения произошли совсем недавно, в поликлиниках ещё не успели отработать чёткий алгоритм действий. Более того, возникают трудности, которых никто не предусмотрел. Например, не во всех поликлиниках есть дежурный терапевт. И кого в этом случае отправлять на вызовы? В итоге участковых начали «выдёргивать» с приёма, который они ведут по своему графику. Кроме того, у врача поликлиники нет необходимого оборудования.

– У врачей и фельдшеров скорой помощи с собой всегда обширный набор лекарств, а также аппарат, который позволяет снять ЭКГ в домашних условиях, – рассказывает участковый терапевт рязанской поликлиники. – Мы же можем оказать только минимальную помощь. Например, померить давление и, в случае необходимости, снизить его.

В то же время врачи поликлиник отмечают, хорошо, что работу в этом направлении отладят летом. Ведь осенью начнётся грипп, а значит, количество неотложных вызовов увеличится в разы.

Все новое – хорошо

забытое старое

После появления информации об изменениях в работе скорой помощи в редакцию «Комсомолки» обратилась наша читательница Надежда Корабельникова. Она отработала в службе скорой помощи Рязани 42 года, и у неё есть своё мнение по поводу современных проблем работы неотложки.

– Мне обидно за профессию, – говорит Надежда Васильевна. – В городе не хватает врачей, а скорая превратилась из врачебной в фельдшерскую помощь. Разваливаться служба стала с 2004 года. Главной причиной послужила низкая заработная плата, из-за которой врачи начали уезжать в Москву и Московскую область, где зарплаты были в разы больше.

На скорой Надежда Корабельникова отработала 42 года. Надежда Васильевна называет себя советско-российским врачом. И с её точки зрения, сегодня нужно взять всё лучшее, что касается медицины, именно из Советского Союза. Бывший медработник с ностальгией вспоминает отчёты главных врачей перед своим коллективом и ежедневные пятиминутки с разбором сложных случаев за смену. Тогда в отчётном листе фиксировалось время работы врача на адресе и нагрузка за сутки. И, кстати, опыт задействования терапевтов в работе скорой тоже был.

– Не помню точно, в каком году, но была эпидемия гриппа, – вспоминает Надежда Васильевна. – И нам, чтобы была меньше задержка на выезд к больным, дали врачей из поликлиники, конечно, со своими машинами и водителями, но сумку со всем необходимым им готовили в службе скорой помощи. Приезжая на адреса, которые им давали по неотложке, терапевты, зачастую, терялись. И врачам скорой помощи приходилось повторно выезжать на адрес. Таким образом, нагрузка на нас увеличивалась. Мы об этом сказали главному врачу, и он отказался от помощи поликлиник.

Неотложный вызов может оказаться экстренным? Бывает и такое…

Ещё одна проблема, с которой наверняка придётся столкнуться терапевтам – это неотложные вызовы, которые по факту оказываются экстренными. В этом случае главная задача терапевта – увидеть в симптомах гриппа или обострения холецистита признаки инфаркта. В практике Надежды Васильевны такое бывало, причём не раз.

– Как-то раз все адреса у меня были по неотложке, а оказались экстренными. И мне пришлось вызывать реанимационную бригаду. Ведь человека может беспокоить боль в горле, озноб, боль в позвоночнике, а в итоге – это оказывается инфарктом.

И если у врачей скорой помощи есть опыт работы с экстренными больными, то терапевтам, как минимум, придётся пройти специальные курсы. К чему приведёт реформа в работе скорой помощи, видимо, покажет будущее. Остаётся надеяться, что встретим мы его в здравии, а врачи нам в этом смогут помочь.