16 февраля №3 (22166)

Бухают в колокол, не заглядывая в святцы

Эта несколько по иному звучащая пословица пошла от того, видимо, не редкого явления, когда звонарь, слишком понадеявшись на свою память, не посмотрев в церковный календарь, ударил в колокола совсем не тем распорядком, что в тот день полагался. Применяется эта пословица к тем случаям, когда кто-то приводит в своей речи явно неверные цифры и факты, ложность которых легко проверить, если спросить знающего человека, заглянуть в учебник или соответствующий справочник. А вынес я её в заголовок потому, что и в наши дни не только нерадивый пономарь, но и лица, занимающие самые высокие должности, грешат верхоглядством, не утруждая себя советом со специалистами, не заглядывая, когда нужно, в святцы-справочники.

Вот, например, незабвенной памяти Борис Николаевич в декабре 1999 года заявил, что с Новым годом мы вступим в новый век и новое тысячелетие. В конце 2009 года бывший тогда президентом Д.А. Медведев продолжил обновление календаря, объявив народу, что страна вступает во второе десятилетие. А ведь не только специалист по хронологии, но и многие из  пятиклассников, которых на уроках истории учат работать с датами, подсказали бы высокопоставленным дядям, что названные периоды начинаются не с нулевого, а с первого года.

Но это, конечно, не так важно: простому народу, озабоченному хлебом насущным, всё равно, с какого года правильно считать. Но дело в том, что и о хлебе, и в целом о сельском хозяйстве руководители страны нередко говорят такие вещи, что невольно вспоминаешь приведённую пословицу. Причём говорят уже на протяжении многих лет. Так, в октябре 2000 года мне довелось быть участником торжественного собрания в Москве по случаю дня работников агропромышленного комплекса и слышать выступление недавно ставшего тогда президентом В.В. Путина. Так вот, на том собрании он заявил, что благодаря рыночным реформам сельское хозяйство страны добилось двух замечательных достижений: теперь нет нужды завозить зерно из-за рубежа и направлять на уборку урожая рабочих с заводов, студентов и солдат. И вот спустя почти 20 лет, в октябре 2018 года, теперь уже президент и премьер вместе, находясь в одном из хозяйств в Ставропольском крае, опять о том же: раньше Советский Союз закупал зерно, а теперь Россия становится крупнейшим его экспортёром. Предваряя показ этого сюжета, телеведущий с придыханием и округлением глаз напомнил, что при социализме страна не могла прокормить себя, а теперь у нас даже излишки продовольствия.

А если «заглянуть в святцы», то есть в реальные показатели этой отрасли, то гордость и радость по поводу «великих достижений» сменяется разочарованием. Вот первый показатель. Из упомянутой передачи создаётся впечатление, что если руководство СССР закупало зерно за рубежом, потому что не могло «прокормить народ», значит, не хватало в первую очередь хлеба. А бесстрастные цифры говорят, что по производству пшеницы и ржи наша страна далеко опережала все другие страны мира; по общему объёму зерновых выше нас были только Индия и Китай – за счёт риса и  США – благодаря кукурузе. А вот муки для хлеба мы могли бы намолоть по полтонне на человека. Но столько его не нужно: при рациональной норме, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения, хлеба у нас надо съедать 110 кг на душу в год, а фактически его потребляли по 120 кг. Вполне возможно, что этот излишек образовался за счёт того, что часть хлеба в личных хозяйствах давали коровам и поросятам. Признаюсь, что этим грешили и в нашей семье. Конечно, было бы лучше, если бы смогли покупать для своей коровы в магазине не буханки хлеба, а овсяную или ячменную муку, но её не хватало для довольно большого тогда общественного стада. Вот почему и приходилось стране закупать фуражное зерно. И за счёт этого корма потребляли по 400 литров молока на человека, намного больше, чем в США. А вот  к 2000 году «благодаря реформам» с ферм и личных подворий исчезло почти 100 миллионов. коров, свиней, овец, коз и лошадей, кормов они теперь не просят, вот и отпала необходимость в импорте фуража. Зато возникла нужда закупать мясо и сливочное масло из далёких Австралии и Новой Зеландии, появились у нас кенгурятина и китовое мясо. Количество завозимых продуктов питания дошло до половины объёма потребления. Так что же лучше: закупать зерно, чтобы от своего скота получать своё молоко и мясо, или наоборот? Ответ очевиден, не надо никуда заглядывать. И такое положение сохраняется до сих пор. Хуже того, с 2000 года поголовье крупного рогатого скота уменьшилось ещё на 7 млн, теперь у нас его стало меньше, чем в Эфиопии или Судане, которых ООН относит к числу беднейших стран мира. Вот и продолжаем вывозить зерно и закупать продукты до настоящего времени. Но и по объёму получаемого зерна есть серьёзные сомнения. Не вижу я в своём районе, да и в области  столько полей, таких зернотоков и хранилищ, какие были у нас в советское время. Высказывают недоверие и специалисты этого дела. Так, в газетах «Аргументы и факты» и «Крестьянская Русь» неоднократно выступали эксперты и сами участники зернового рынка, которые утверждали, что такого количества зерна, какое заявлено, в стране нет, что они продают за рубеж в два раза меньше того, что можно было бы продать, если бы зерна было на самом деле столько.

Возвращаясь к той речи президента, добавлю, что да, приезжали к нам в колхоз на помощь в уборке картофеля работницы Касимовской сетевязальной фабрики, были и автомобили вместе с шофёрами из армии. Но тогда район выращивал в среднем в год по 150 тыс. тонн картофеля. Из них 85 тыс. надо было перевезти на железнодорожную станцию для отправки в фонд государства. А это, грубо говоря, 20 тысяч рейсов. Вот и нужны были фабричные и армейские шофёры. А в 2000 году картошки в районе стало в 10 раз меньше, ни на какую станцию ничего не возили. Резкое, в несколько раз, падение поголовья скота и объёма большинства видов выращиваемой продукции – вот действительная причина отказа от закупок зерна и необходимости посылать в село горожан и солдат. Так радоваться этому надо или, наоборот, лить горькие слёзы?

В последние годы заговорили ещё об одном великом достижении, стали утверждать, что достигли и даже превзошли тот объём производства мяса, который был в Советской России. Откровенно с критикой положения дел в животноводстве того периода и с похвалой по адресу этой отрасли в современной России президент Путин выступил на заседании Госдумы ещё в апреле 2012 года. Он тогда безапелляционно заявил, что в СССР не было отдельной отрасли мясного животноводства, что на мясо шли только старые коровы. Вот как раз из них, добавил он, делали колбасу, за которой ехали в Москву жители окрестных областей. Даже вспомнил анекдот с загадкой – «длинная, зелёная, пахнет колбасой». Депутат нашей фракции А.А. Пономарёв несколько раз поднимался с места, пытаясь вразумить президента, но тот упорно стоял на своём. Я, говорит, занимаюсь этой проблемой не первый год. Почему же за это время никто из многочисленных советников администрации не подсказал, что у коров рождаются не одни тёлочки, которые потом дают молоко, но и столько же бычков, которые как раз и идут на мясо? Заглянул бы в «святцы» и увидел, что, например, в нашей области действовало объединение «Скотопром», куда входили совхозы, которые специально выращивали крупный рогатый скот на мясо; были там и два хозяйства нашего района – совхозы «Маяк» и «Бельковский». Недалеко от Рязани успешно работал свиноводческий комплекс «Искра», который производил ежегодно 6 тысяч тонн мяса. В моём родном колхозе были специальные фермы для откорма бычков. Когда достигали они веса 400 кг, их отправляли на мясокомбинат в Касимов. Кстати сказать, меньшим весом районное начальство сдавать не разрешало, и правильно делало, так как за такого бычка колхоз получал целую тысячу рублей. Сдал трёх бычков – покупай трактор «Беларусь», а за шесть – зерновой комбайн. Так что, было тогда у нас в стране мясное животноводство. Но было, надо признать, и то, что многие касимовцы тогда тоже ездили в московские магазины за колбасой. Правильно отметил тот же А.А. Пономарёв, что это была ошибка руководящих органов. Так, Касимовский мясокомбинат отправлял в столицу почти 4 тысячи тонн колбасы. И случалось так, образно говоря, едет рефрижератор с этим продуктом, а вслед за ним автобус с покупателями, и эту же колбасу везут назад. А с умом-то можно было бы оставить на месте хоть бы 400 тонн – вот тебе по 10 кг на каждого касимовца. Но на количество потребляемого мяса это досадное явление не сильно повлияло, оно подходило тогда в целом по РСФСР к 80 кг – к научно обоснованной норме.

Но теперь, говорят, те рубежи достигнуты. Сразу скажем, если это и так, то уж больно долго к этому шли, целых 30 лет. За такое время в СССР показатели производства возрастали в несколько раз. Так что, победа невелика. Но есть ли она на самом деле? Рассмотрим следующую таблицу с данными по производству мяса:

Как говорится, невооружённым глазом видны такие вещи. Общий объём производства мяса, оказывается, «достигнут» при значительном, более чем в 2 раза, уменьшении поголовья крупного рогатого скота, свиней, овец и коз. Более или менее верна картина с производством говядины: уменьшилось поголовье КРС – снизилось и производство. А вот по объёму свинины приходят  сомнения: поголовье снизилось на 40%, а мяса стало намного больше. И совсем уж не верится про мясо птицы, которое составляет половину всего объёма мяса. В советское время говядины производилось в 2 раза больше, чем мяса птицы, а теперь, наоборот, мяса птицы в три раза больше говядины. Нам могут сказать, что большая часть такого мяса выращивается и потребляется в личных подсобных хозяйствах, поэтому в торговле его доля меньше. Мы же спросим: «А кто там кур и петухов считал?» Как видно, эти ЛПХ, которые ни перед кем не отчитываются, стали настоящим кладезем резервов для нашей статистики. И скота тут половина, и картошки тоже, а овощей так целых 80%. Пиши больше – начальство, а то и сам президент похвалит. А на самом деле нет таких показателей в личных подсобных хозяйствах, как это кем-то считается; хорошо, если их доля в продукции составляет десятую часть от крупных предприятий. По здравом размышлении становится ясно, что надлежащего учёта мяса птицы нет, в условиях свёртывания ЛПХ здесь на самом деле не рост, а падение производства, и половину мяса птицы следует из данных статистики убрать.

На 1 млн тонн надо уменьшить и количество свинины. Вот и получим, что фактически мяса в России производится где-то около 7 млн тонн. Это видно и по реальному потреблению: в конце советского периода на душу населения приходилось 75 кг мяса, а сейчас – 50. Да и эта цифра сомнительна. Ведь даже телевизор не стесняется показывать, что научились у нас делать колбасу без мяса, сливочное масло без молока, а коровье молоко – без коровы. В общем, если заглянуть ныне в некоторые «святцы» с цифрами по сельскому хозяйству, то можно впасть в великое заблуждение. Поэтому не будем советовать открывать их даже президенту с премьером.

Нет, уважаемые руководители страны, показатели советского сельского хозяйства вы ещё не превзошли, не скоро ещё достигнете, а вероятнее всего, на избранном пути рыночного капитализма не дойдёте до них никогда. Догоните на первых порах хотя бы Судан с Эфиопией.