16 февраля №3 (22166)

«Январский рост цен опрокидывает все оптимистические прогнозы и заявления высокопоставленных чиновников»

Напомню, Минэкономики обещало нам по итогам 2018 года инфляцию в размере 3,4%, а она оказалась выше — 4,3%. В декабре индекс потребительских цен составил 100,8% к ноябрю, но продукты подорожали за месяц на 1,7%, а за год на 4,7%.

А что в регионах? Например, в Тульской области рост цен на продовольствие по итогам 2018 года составил аж 6,3%! В соседней Рязанской – ещё хуже: 6% общая инфляция и 7,6% – продуктовая. Владимирстат пока обнародовал лишь сводный индекс потребительских цен за 2018 год – 5,2%. То есть в этих регионах цены в прошлом году выросли значительнее, чем в целом по стране.

Росстат под занавес ушедшего года признал: сахар подорожал более, чем на четверть, яйца тоже, мясо и птица – на 9,7%, сильно прибавили огурцы — 37,2%, помидоры — 22,5%, капуста белокочанная — 20%, картофель — 9,9%, лук репчатый — 9,5%. А это всё продукты, которыми, прежде всего, питаются небогатые люди. Кстати, Минсельхоз в отношении курятины вынес более суровый вердикт: она за 2018 год выросла в цене аж на 22%, причём даже увеличение производства не спасло, как и в ситуации с яйцами. А всё потому, что выросли цены на электроэнергию и, особенно, на корма. А ведь курица – это тоже пища для небогатых россиян.

Что же касается года 2019-го, то даже в излишне оптимистичном прогнозе Минэкономики он не сулит ничего хорошего: «Повышение ставки НДС с 1 января 2019 г. с 18 % до 20 % затронет около 75 % товаров и услуг, используемых для расчёта индекса потребительских цен, а совокупный эффект составит 1,3 % от потребительских расходов».

И рост НДС мы все почувствовали ещё до окончания новогодних праздников, когда рванули цены на бензин и дизельное топливо. Среди трёх вышеупомянутых регионов наиболее чувствительным повышение оказалось во Владимире. Впрочем, здесь бензин и солярка традиционно стоят чуть дороже, чем в Туле и, тем более, Рязани с её собственным НПЗ. Но высокооктановый бензин АИ-98 и дизтопливо выросли в цене везде. Даже Росстат, который, как правило, старается несколько приукрасить истинное положение дел, вынужден констатировать: дизтопливо подорожало в среднем на 50 и более копеек во всех трёх городах.

Чтобы снивелировать это подорожание, у продавцов появляется соблазн отпускать летнюю солярку под видом зимней со всеми вытекающими последствиями. Причём к этому виду ГСМ часто возникают претензии по качеству в принципе, так что проблема налицо. И то ли ещё будет, когда подойдёт посевная – аграриям уже сейчас впору хвататься за голову. А ведь впереди повышение не только НДС, но и акцизов на топливо. И поскольку транспортная составляющая заложена в абсолютное большинство товаров и услуг, подорожание топлива неизбежно разгонит инфляцию.

В январе продолжилось подорожание продуктов. По данным всё того же Росстата, за неполный первый месяц года цены выросли уже на 0,9% (за весь январь 2018 года — лишь на 0,3%). Сезонно взлетели в цене овощи: помидоры (на 11,1%), капуста (на 9,9%) и огурцы (на 6,9%). Но не только они, а ещё и пшено (+2,6%), пшеничная мука (+1,6%), гречка и сметана (по 1,2%), курятина (плюс 1%).

На этом фоне производители и торговля начали хитрить: уже разошёлся на анекдоты «девяток» яиц – за те же деньги, что раньше продавали десяток, а то и дороже. Существенно «похудели» и другие упаковки: сплошь и рядом можно встретить молоко, разлитое в бутылки ёмкостью 950, 900, а то и 850 мл, пакеты с мукой, крупами или сахаром, «облегчённые» с 1 кг до тех же 850–950 г, а буханка хлеба перестала быть килограммовой, наверное, ещё лет 25 назад, да и пирожные вместо привычных 100 г. давно весят 70–75 г. В некоторых магазинах, чтобы не слишком пугать покупателей, цены и вовсе указывают за 100 граммов продукта.

Но кого этим обмануть? Цены на продукты действительно растут, причём выигрывает от этого кто угодно, но не те, кто нас кормит – хлеборобы, животноводы. Зарплаты в сельском хозяйстве по-прежнему повсеместно отстают от средних по регионам. Условия труда аграриев несоизмеримо тяжелее, чем в других отраслях. Все «сливки» и прочую «сметану» с повышения цен по-прежнему снимают агробароны, посредники и хозяева крупных торговых сетей.

Эксперты делают неутешительные прогнозы: рост цен на продукты в 2019 году может составить 20% и даже все 30% – поставщики уже сейчас выкручивают руки сетевикам. Особенно сильно диктат оптовиков ударит по небольшим магазинам шаговой доступности, которым, в отличие от крупных торговых сетей, гораздо сложнее маневрировать, договариваться с поставщиками. В итоги маленькие магазины могут начать разоряться.

А чиновники Минэкономики ещё недавно убеждали нас, что «с учётом проведения Банком России умеренно жёсткой денежно-кредитной политики, направленной на стабилизацию инфляции и сдерживание роста инфляционных ожиданий, инфляция на конец 2019 г. составит 4,3 %, что в целом является незначительным отклонением от целевого ориентира Банка России 4%».

Такое ощущение, что эти люди не ходят в магазины или отовариваются по каким-то специальным ценам. Да любая бабушка на лавочке у подъезда понимает, что уже сейчас, в начале года, маховик цен раскручен так, что к концу года может реально приблизиться к двузначным цифрам. Кроме того, чиновники традиционно предпочитают умалчивать, что инфляция у каждого домохозяйства своя. А если небогатая семья тратит до 50% и больше своих доходов на покупку продуктов питания – овощей, курятины, круп, яиц, хлеба, молочной продукции – то и инфляция у них будет никак не 4%, а все 10% или 15%, определяемая, прежде всего, ростом цен на продукты.