Поэт трагической обречённости
Главная особенность творчества М.Ю. Лермонтова заключается в его трагической обречённости на душевные страдания с первых лет сознательной жизни и до её последних мгновений.
Он очень рано столкнулся с отнюдь не детскими проблемами, осознал свой талант и понял невозможность его реализации в условиях крепостнической России. Вследствие этого Лермонтов всё время занимался творчеством, говоря современным языком, в экстремальных условиях, постоянно предчувствуя гибель, катастрофу не только свою, но и всей России.
Думается, трагедию жизни Лермонтова в значительной мере предопределило его понимание общественной миссии поэта. Вслед за Пушкиным он противопоставлял гения толпе. Но были и принципиальные отличия в понимании этой миссии.
Если же говорить об эволюции творчества, она заключалась в движении от романтизма к реализму, от мистицизма к психологизму, от лирики — к железному героическому стиху — «Бородино», «На смерть поэта», «Завещание», «Родина», «Пророк».
Героизм жизни и творчества Лермонтова заключается в том, что он один выступил против всей общественной обстановки самодержавно-крепостнической России, тирании николаевского режима. Он был обречён на проигрыш в этой борьбе. Но эта обречённость сочеталась в нём с верой в ненапрасность своей борьбы: «Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит…»
В своём последнем стихотворении «Пророк» (1841) он выдвинул новую концепцию миссии поэта: не выявлять пороки и недостатки общества, не жечь сердца людей, а «провозглашать… любви и правды чистые ученья». Пафос этого стихотворения — менять мир к лучшему!
Современное значение творчества поэта огромно. Оно учит умению противостоять негативным условиям среды, сохранять достоинство, следовать высшим нравственным идеалам, бороться за них и запечатлеть преданность им, если надо, ценой своей жизни.