16 февраля №3 (22166)

Карелию тушить некому

Зимой Карелия внезапно для властей замерзает, а летом — горит. Республика охвачена лесными пожарами, а бороться с ними, по большому счёту, некому. Потому что в лесоохране тоже всё «оптимизировали».
На тушение одного гектара леса в российском бюджете заложено 6 рублей 90 копеек. По стране выделяется один лесник на площадь, соизмеримую с половиной Москвы. Он должен и от пожара лес охранять, и за флорой с фауной ухаживать, и ещё браконьеров отгонять.
Все эти нормативы появились на свет в результате законотворчества «партии власти» и тесной кооперации «единороссов» с президентом и правительством. В 2006 году «едросы» приняли Лесной кодекс, который де-факто уничтожил лесоохрану и лесничества. Была разрушена система органов лесного хозяйства и государственной лесной охраны. Из 83000 человек Гослесоохраны лесхозов было оставлено 680 лесных инспекторов в составе Росприроднадзора. А потом мы удивляемся, что же у нас леса горят, люди задыхаются, лесные животные и домашний скот гибнут.
В Карелии ситуация усугубляется развалом Центра авиационной и наземной охраны лесов. На днях работники центра направили коллективное обращение в администрацию президента России, в котором рассказали о тяжёлом экономическом положении предприятия.
По информации работников, сегодня зарплата рядовых сотрудников здесь составляет всего один МРОТ, а именно 21—26 тысяч рублей, в зависимости от районного коэффициента. По этой причине не хватает трактористов и других специалистов для непростой работы на лесопожарной технике. Не выделяются средства и на обучение личного состава: лётчиков-наблюдателей, парашютистов-десантников и т.д. Деньги на зарплату работникам центра выделены лишь на семь месяцев.
Выяснилось, что, согласно распоряжению российского правительства за №1605–Р от 19 июля 2019 года, в нынешнем году министерству природных ресурсов Карелии были выделены денежные средства для работы в республике в пожароопасный сезон этого года 150 десантников-пожарных и 120 лесных пожарных, которые в постановлении называются лесоводами. И если 150 десантников-пожарных в центре сегодня действительно имеются, то из 120 лесных пожарных в настоящее время есть только половина, всего 60 человек.
Остальных бывший начальник Авиалесоохраны Олег Бутьянов на временные работы в пожароопасный период не набрал по причине… отсутствия средств на зарплату. Но если деньги на эти цели минприроды Карелии получило, то где они сейчас?
«Из-за нехватки в республике 60 лесных пожарных, а это трактористы, водители, работники лесопожарных станций, группы пожаротушения центра состоят всего из 3—4 человек, тогда как их должно быть 5—6 человек, — рассказал один из руководителей центра. — Между тем в Суоярвском районе сейчас лес горит уже на площади более 240 гектаров, и не случайно здесь введён режим ЧС. Пожары есть и в Пряжинском, Сортавальском, Олонецком, Сегежском районах. А что будет, если не дай бог лес загорится на севере: в Лоухском, Кемском, Калевальском районах, где много болот, лесные площади большие и не развита дорожная сеть? Тогда в республике наступит и вовсе настоящий кошмар с пожарами».
Депутат Заксобрания Карелии от КПРФ Евгений Ульянов убеждён, что ситуация с лесными пожарами в республике требует вмешательства федерального центра и помощи из других регионов. «Многочисленные обращения из районов говорят о том, что ситуация с лесными пожарами в Карелии значительно хуже, чем в официальных сводках правительства, — говорит Евгений Ульянов. — Пока нас убеждают, что всё под контролем, а людей и техники хватает, соцсети переполнены криками о помощи».
Практически везде, где полыхают леса, ведётся срочный поиск добровольцев, потому что сотрудники МЧС и лесоохраны, со слов местных жителей, не справляются с распространением огня, пожары приближаются к посёлкам и угрожают жизни людей и имуществу.
Евгений Ульянов считает, что власти Карелии должны признать реальные масштабы бедствия в связи с лесными пожарами и обратиться за помощью в федеральный центр, а также в другие регионы, которые могут помочь людьми и техникой: «Из сообщений СМИ мы знаем, в каком плачевном состоянии находится в Карелии Центр авиационной и наземной охраны лесов, сотрудники которого недавно пожаловались в администрацию президента на низкие зарплаты и нехватку кадров. Хочу официально обратиться к главе Карелии Артуру Парфёнчикову и всем ответственным лицам: в таких ситуациях врать нельзя. В попытках «сохранить лицо» вы рискуете жизнями людей. Пора честно рассказать, что у нас в Карелии реально происходит, пора бить тревогу и, пока не поздно, просить помощи».
Напомним, что по состоянию на 18 июля в Карелии официально зарегистрировано 37 лесных пожаров на площади более 4,3 тыс. га. Однако эксперты считают, что это заниженные цифры.