16 февраля №3 (22166)

Им по праву гордятся земляки

Этот удивительный человек прошёл славный путь от простого рязанского землемера до крупного учёного в области эксплуатации портов морского флота, доктора технических наук. Им по праву гордятся земляки.

Анатолий Степанович Фролов родился 24 января 1906 года в деревне Горбачево Пронского уезда (ныне Старожиловский район) в крестьянской семье. Посчастливилось окончить начальную школу, продолжить образование в Старожиловском землеустроительном техникуме. В течение восьми лет будущий профессор отмерял деревянным аршином рязанские пашни, луга и выгоны. Именно в те годы шло формирование его мировоззрения, укреплялся характер труженика и гражданина. Тогда же неожиданно для родителей их старший сын увлёкся романтикой речного и морского транспорта. В 1931 году Анатолий работает на шлюзах  Москвы-реки в качестве техника-изыскателя, далее участвует в экспедиции по проектированию портов озера Балхаш. Спустя год он – студент Одесского института водного транспорта. Тема его дипломного проекта «Методы комплексного проектирования флота и портов» была рассчитана на перспективу и через много лет использовалась автором в кандидатской, а затем и докторской диссертации.

Молодой инженер, уже коммунист, Фролов был направлен на службу в Дальневосточное пароходство. Началась для него полная испытаний жизнь, но другой ее он и не представлял. Здесь всё было новым.

Участок грузовых перевозок возглавил во Владивостокском порту Анатолий Степанович. В этой должности в 1938 году застали его события на озере Хасан. Понимая меру своей ответственности, он организовал чёткую, слаженную, круглосуточную работу докеров по доставке к месту боёв оружия, боеприпасов, продовольствия и эвакуации раненых. За проявленную самоотверженность он был награждён медалью «За боевые заслуги».

С первого до последнего дня Великой Отечественной войны Анатолий Степанович рвался на фронт, но резолюция краевого военкомата была однозначной: «Фронт Фролова – Владивостокский порт». Здесь главный диспетчер бессменно руководил приёмом и отгрузкой крупнотоннажного транспорта. Его знания, умение работать с людьми не могли быть незамеченными: вскоре он становится заместителем начальника порта, затем заместителем начальника морского пароходства Николаевска-на-Амуре. После войны возглавил Сахалинское морское пароходство. С 1947 года А.С. Фролов – заместитель начальника Главдальфлота по эксплуатации.

В тот период остро встал вопрос о подготовке специалистов для морского флота СССР. Единственный на Дальнем Востоке уникальный вуз – Высшее инженерное морское училище имени адмирала Г.И. Невельского – решал задачу: соответствовать растущим требованиям огромного народнохозяйственного комплекса, которым являлся Морфлот с его судостроительной и ремонтной базой, с его многообразной береговой инфраструкторой. Руководить этим непростым хозяйством могли только всесторонне подготовленные специалисты. Масштабные задачи училища были по плечу сильному, волевому, опытному руководителю. Им и стал Анатолий Степанович Фролов. Произошёл крутой поворот в судьбе рязанца: старший преподаватель, начальник одной из кафедр, он один из первых в вузе защитил кандидатскую, а через несколько лет и докторскую диссертацию. Именно ему было доверено возглавить знаменитый в стране морской вуз.

Вместе с преподавателями и курсантами начальник трудился на строительных площадках. В короткий срок выросли новые учебные корпуса, общежития, клуб, столовая, бассейн, медсанчасть. Училище было для Фролова родным домом, где он пропадал с утра до позднего вечера: читал лекции, проводил семинары, участвовал в заседаниях парткома и профкома и комитета комсомола, других общественных организаций, принимал преподавателей и курсантов, а по ночам писал научные статьи, в которых обобщал передовой опыт комплексной организации работы флота и портов, теоретически обосновал перспективы развития морского дела. В 1979 годупод его редакцией был издан учебник для морских вузов СССР. Он и сегодня широко используется преподавателями и курсантами этого профиля.

Из-под его крыла вышло семь кандидатов технических наук.

Титулованный, солидный начальник, награждённый двумя орденами Красного Знамени и многими медалями, был незаурядной личностью: любил поэзию, знал С. Есенина, играл почти на всех музыкальных инструментах, пел в академическом хоре училища, написал музыку к 50-ти песням о любимом Тихом океане, о морской службе, о тоске по родным берегам. По его инициативе в вузе создан музей, организована драматическая студия и шахматный клуб. Будучи кандидатом в мастера спорта по шахматам он проводил с курсантами сеансы одновременной игры. А.С. Фролов был лично знаком с чемпионами мира Михаилом Ботвинником, Тиграном Петросяном, Борисом Спасским.

В такой обстановке воспитывались будущие механики, штурманы, инженеры-судостроители. Благодаря Фролову (руководил он ДВВИМУ 22 года) в большую жизнь выходили не просто специалисты, а люди с широким кругозором, в которых гармонично сочетались высокая образованность и настоящая культура.

Именно таким был доктор технических наук, профессор, Заслуженный деятель науки и техники РСФСР, Почётный работник морского флота, великий труженик и настоящий человек – представитель первого поколения советских людей Анатолий Степанович Фролов.

Умер 18 августа 1984 года. Похоронен на морском кладбище Владивостока – города, ставшего для него второй родиной.

Статья написана по материалам личного архива Михаила Степановича Фролова.