16 февраля №3 (22166)

Время спрашивать за всё

Прочитал давно ожидаемую книгу Петра Рябинкина “Отчий дом” — и ещё раз убедился в необходимости подобных работ для пополнения нашего духовного багажа. И что бы ни толковали нам ангажированные известными кругами проповедники новейших информационных технологий, только живое слово, как это и было во все времена, делает человека человеком.

Несколько слов об авторе представляемой книги. Пётр Григорьевич Рябинкин — человек, хорошо известный в рязанских журналистских, да и писательских кругах (особенно — среди старшего поколения). Не буду пересказывать биографию автора книги, не буду перечислять занимаемые некогда Рябинкиным должности. Думаю, внимательный читатель и так проследит по страницам книги некоторые эпизоды его жизненного пути.

Для меня как читателя важней другое: нравственные основы, на которых держатся произведения, включённые в сборник, — рассказы, очерки, лирические миниатюры. В них, этих произведениях, как бы перекликаются две эпохи: наше недавнее советское прошлое и нынешнее псевдорыночное безвременье.

Отличительная черта большинства включённых в книгу рассказов и очерков — патриотизм, но не барабанно-фанфарный, а реальный, основанный на конкретных фактах и событиях, а потому живой и непреходящий. И в этом смысле особую значимость приобретают рассказы Петра Рябинкина из жизни своего отца — ветерана Великой Отечественной войны.

Думаю, благодарная память по отношению к поколению Победителей — это и есть тот нравственный стержень, на котором держатся многие произведения Петра Григорьевича, стержень, на который и должно опираться современное российское общество, активно, нагло и безнаказанно растлеваемое дешёвыми поделками “поп-культуры”. И как тут не привести признание автора книги: “Я так думаю: тревожное будущее у страны, которая забыла о старых и немощных. Безнравственно то общество, которое отторгает их. Время ещё спросит за всё”.

Наверное, действительно так: время спросит за всё. Но вот ведь какой парадокс получается: на протяжении жизни только одного, нашего с Петром Рябинкиным, поколения столько властями “дров наломано”, сколько людских судеб исковеркано, что и подумать страшно. А судья-время всё никак и ничего с виновников наших бед не спрашивает! Впрочем, в этом виновато не время — виноваты жаждущие власти бездарные правители, взявшиеся управлять быстротекущим временем…

Размышления Петра Рябинкина о современном обществе, думаю, близки и понятны каждому русскому человеку, привыкшему жить честным трудом, не ждущему манны небесной и не ищущему полупреступных лазеек для того, чтобы быстренько “срубить денег по-лёгкому”. А ведь охотников до лёгкой наживы развелось у нас в стране — хоть пруд пруди!

Взять хотя бы потерявших совесть ловкачей, делающих “бизнес” на перепродаже государственных наград. “Безнравственно и аморально, — сетует Рябинкин, — это тогда, когда ордена и медали, символы боевой и трудовой доблести, становятся объектом наживы и спекуляции, и что самое худшее — в большом количестве уплывают к заокеанским дядюшкам…” И Пётр Григорьевич задумывается о будущем страны: “Я верю, что Россия встанет с колен, станет сильной державой, но не покидает меня тревожное чувство: то равнодушие, тот цинизм, которые проявляем по отношению к наградам бывшего Советского Союза, — не перекинутся ли на российские награды?..”

Разумеется, вера в счастливое будущее Отечества — дело святое, однако при чтении некоторых мыслей Петра Рябинкина о настоящем и будущем страны охватывает горькое чувство несбывшихся надежд и мечтаний. Почему? Потому что часть произведений, включённых в сборник, написаны не сегодня, некоторые из них уже публиковались в периодической печати в прошлые годы. С тех пор немало воды утекло, немало в жизни страны и общества изменилось (к лучшему или худшему — в данном случае не столь важно), а насущные проблемы народа так и не разрешены, Россия по-прежнему буксует в ухабах нравственного бездорожья, а замшелый камень преткновения так и остался лежать на нашем пути.

В повествовательную ткань рассказов и очерков Петра Рябинкина то и дело вплетаются нити публицистики и полемики. Автор не навязывает читателю свои мысли — он ведёт с ним доверительный разговор, а читатель уже сам приходит к пониманию сокровенных размышлений и моральных ориентиров автора. “А я подумал, — признаётся Пётр Григорьевич, — что живёт человек, простой человек, честно выполняет свои обязанности, дарит людям добро, на первый взгляд хоть и незаметное, незначительное, а такого человека помнят, и эта память остаётся в рассказах людей, преданиях, в названиях. А что может быть дороже и благороднее, чем людская память?”

В свою книгу автор включил лирические миниатюры о природе, которые иногда плавно перетекают в философские размышления об окружающем мире, о смысле жизни человека на земле. Думаю, что сегодня, в век космических скоростей, когда у людей порой не доходят руки до крупных художественных произведений (хотя, на мой взгляд, именно чтение романов и повестей русских классиков наилучшим образом формирует духовные и нравственные основы человека), в наше быстротекущее время короткие этюды — словно глоток чистого воздуха в душном, пропылённом и загазованном автомобильными выхлопами городе. И тут как нельзя лучше лирико-философские раздумья Петра Григорьевича иллюстрируются и дополняются его рисунками, выполненными гуашью и акварелью.

Мне понятно и близко творчество Петра Рябинкина; думаю, и читатели книги “Отчий дом” найдут в ней много созвучного душе и сердцу.