30 августа №22 (22042)

Подвиг военного времени, выраженный чутким сердцем…

Я считаю, что основной задачей массовой песни
является поднятие культурного уровня нашего
общества, нашего большого Отечества…
Василий Соловьёв-Седой

 

Песня растит человека с  колыбели. Песни, затрагивающие струны сердца человека, ценны вдвойне. Именно такие песни, ушедшие в народ, с энтузиазмом создал Василий Павлович Соловьёв-Седой.

Человек. Гражданин. Гуманист…

В.П. Соловьёв родился 25 апреля 1907 года в крестьянской семье, в Петербурге. С детства рос в окружении народной музыки. Отец будущего композитора играл на трёхрядной гармони, мать пела русские народные песни. В 8 лет мальчику купили балалайку, позже гитару. Впоследствии Соловьёв-Седой увлёкся игрой на фортепиано. По окончании школы подал заявление в Политехнический институт. Оказалось, не судьба. Любовь к музыке привела парнишку в музыкальную школу по классу фортепиано. Затем на композиторское отделение Центрального музыкального техникума в класс профессора П.Б. Рязанова, который  знакомил учеников с классической музыкой, прививал любовь к русской народной песне. Продолжил образование Соловьёв-Седой в Ленинградской консерватории. Его любимыми композиторами стали Чайковский, Рахманинов, Римский-Корсаков, Григ…

Отрадно сознавать, что музыка В. П. Соловьёва-Седого наполнена тихой русской грустью и народной песенной лирикой с размышлениями о бренности бытия, склонностью к мечтательности и созерцательности, утончённостью переживания. Для созидательного творчества композитора характерны лирическое и гармоническое начала, красота и пластичность мелодий,  задушевность и искренность. Примечательно, что Соловьёв-Седой щедро был одарён природой интуицией или чувствознанием, которым всецело доверял по жизни. Многолика жанровая кладовая композитора — песни, романсы, вокальные циклы, музыка для театра и кино, камерные сочинения для фортепиано, скрипки, виолончели, оркестровые пьесы, оперетты, опера. Но прежде всего Соловьёв-Седой — признанный мастер песенного жанра. Его прекрасные песни поют в разных уголках Земли и поныне. В них — яркая образность, искренность, чистота. Это песни «Играй, мой баян», «Соловьи», «Вечер на рейде», «Где же вы теперь, друзья-однополчане?», «Давно мы дома не были», «Где же ты, мой сад?», «В путь!», «Наша Родина — Россия», «Подмосковные вечера», «На солнечной поляночке», «Если бы парни всей Земли», «На лодке».

Героическое начало прослеживается в песнях о подвиге героев-комсомольцев. В канун 100-столетия со дня рождения комсомола вспоминаются песни Соловьёва-Седого: «Баллада о Матросове», «Песня о краснодонцах», «Комсомольская прощальная», «Солнце встаёт»…

О героях военной поры, о службе и дружбе солдатской написаны проникновенные песни композитора — «Гибель Чапаева», «Встреча Будённого с казаками», «Белорусская партизанская», «Разговорчивый минёр», «Песня о двух товарищах», «О чём ты тоскуешь, товарищ моряк?», «Потому, что мы пилоты», «Пора в  путь-дорогу», «Гвардейская», «Солдат всегда солдат»…

Героическую тему успешно продолжил В.П. Соловьёв-Седой в балете «Тарас Бульба», в поэме для симфонического оркестра «Партизанщина», в песенном цикле «Сказ о солдате» (к 30-летию Великого Октября), в музыке к пьесам И. Штока «Капитан Гастелло», В. Гусева «Сын Рыбакова»…

Родина не осталась в долгу перед композитором. Соловьёв-Седой удостоен звания народного артиста СССР, лауреата Ленинской и Государственной премий, Героя Социалистического Труда, награждён тремя орденами Ленина, орденом Красной Звезды…

Диву даёшься, как мог всё успевать Василий Павлович: заниматься помимо творчества депутатской и общественной деятельностью (борьба за мир), публицистикой. Высокое нравственно-эстетическое и патриотическое начала были ведущими в творческой и общественно-политической деятельности В.П. Соловьёва-Седого.

Созвучны народным идеалам и статьи автора: «Образ песни», «Творить для народа», «Доступно и понятно, волнующе и красиво», «За талант и самобытность молодых…»

Юбилею талантливого советского композитора В. П. Соловьёва-Седого был посвящён творческий вечер, вернее, лекция-концерт «Признанный всенародно», который при полном зале Центра литературы по искусству Рязанской областной библиотеки имени Горького превосходно провели преподаватели и учащиеся ДШИ N7 г. Рязани. И, прежде всего, очаровательная ведущая, Почётный работник общего образования Галина Юрьевна Тарасова. Красивым, пафосным, содержательным получился рассказ о творческой биографии В.П. Соловьева-Седого.

Замечательно, что уже на третий день войны композитором была написана трогательная песня «Играй, мой баян» на слова Людмилы Давидович.

Играй, мой баян, и скажи всем друзьям,

Отважным и смелым в бою,

Что, как подругу,

Мы Родину любим свою.

Замечательная история красивой, задушевной песни «Вечер на рейде»… В августе 1941 года Соловьёв-Седой и Александр Чуркин работали в Ленинградском порту вместе с жителями Ленинграда… А поодаль на рейде стоял корабль, откуда доносились звуки баяна и тихой песни… Вскоре была написана песня. Как и всякое подлинное произведение искусства, лучшие песни Соловьёва-Седого с большим трудом пробивали себе дорогу. Лишь в марте 42-го на Калининском фронте песня «Вечер на рейде» получила путёвку в жизнь! Её пели партизаны, десантники, переложив слова на свой лад.

Соловьёв-Седой ответственно подходил к текстам для песен, потому, как и сам занимался пробой пера:

Солдаты особый народ!

От боли не плачем, от песни заплачем,

Коль песня до сердца дойдёт.

Композитор был благодарен судьбе, подарившей ему счастливую встречу с близким по духу поэтом-фронтовиком Алексеем Фатьяновым. Поэтом истинно русской души… Четыре десятка песен на счету совместного творчества служителей Муз, многие из которых пополнили золотой фонд советской и мировой песенной культуры. Вершиной творчества Соловьёва-Седого и Фатьянова стала, написанная в 44-м году песня «Соловьи».

Соловьи, соловьи,

не тревожьте солдат,

Пусть солдаты немного поспят…

Песня «Соловьи» стала гимном суровой жизни на войне…

На вечере песня прозвучала в трогательном до слёз  исполнении Ани Лорак в видеосюжете.

Многим ветеранам легла на сердце песня «Где же вы теперь, друзья-однополчане?» (сл. А. Фатьянова). Она вошла в песенный цикл «Сказ о солдате», который впервые исполнила Клавдия Шульженко в ЦДРИ в ноябре 47 года.

В 1956 году Соловьёв-Седой создаёт песню «Подмосковные вечера» на стихи М. Матусовского для документального фильма «В дни спартакиады» о первой спартакиаде народов СССР. Прекрасно, что песню удостоили первой премии и Большой золотой медали на Международном конкурсе песен Всероссийского фестиваля молодёжи и студентов в Москве летом 1957 года!

Соловьёв-Седой с тревогой переживает вторжение в советское духовное пространство бездуховной массовой западной культуры. Смело выступает в своей публицистике против опошления песни, нарушения её поэтического и музыкального образа, народных корней; против навязывания нашей молодёжи косноязычности, блатного лексикона, хриплого шепотка, музыкальных примитивов…

Песни о войне высоко ценил маршал Г.К. Жуков. Прежде всего, «Священную войну» А. Александрова, «Дороги» А. Новикова и «Соловьи» В. Соловьёва-Седого. А самого Василия Павловича Г. К. Жуков окрестил Маршалом песни.

Марлен Дитрих, не равнодушная к русской культуре, после прослушивания песни сказала: «Этой песни мне не хватало на войне». Замечательно, что популярный чешский певец Карел Готт включил эту песню Соловьёва-Седого в свой репертуар…

В этот светлый творческий вечер порадовало зрителей прекрасное выступление преподавателей и учащихся ДШИ №7 г. Рязани: А.Монастырёвой, О. Шевченко, А. Похлебаевой, О.А. Гужей, Е.Б. Гришковой, С.Н. Макеевой, А.В. Сурковой Н.К. Ирхиной… Прозвучали русская народная песня «Кольцо души девицы», «Вечер на рейде» (сл. А.Чуркина), «Вечерняя песня» (сл. А.Чуркина), «Подмосковные вечера» (сл. М. Матусовского), «На лодке» из кинофильма «Первая перчатка» (сл. В. Лебедева-Кумача)…

В.П. Соловьёв-Седой всецело отдал себя служению людям, служению традиционному русскому искусству. Лучшей похвалой мастеру стали вдохновенные слова композитора Дмитрия Покрасса:

«Соловьёв-Седой – это советская песня нашего времени. Это подвиг военного времени, выраженный чутким сердцем…»