16 февраля №3 (22166)

Тревожный знак

Сам факт этого визита можно считать знаковым. Ведь в течение минимум полутора десятков лет Вашингтон лишь вводил санкции против Белоруссии. После очередной порции таких санкций «за нарушение прав человека режимом Лукашенко» в 2008 году страны обменялись высылками послов. Ныне ситуация серьёзным образом меняется.

Помпео по итогам встречи и переговоров с Лукашенко заявил следующее: «В ближайшее время мы назначим посла. Он будет здесь, и вы увидите, что мы работаем над тем, чтобы обеспечить ваше экономическое развитие».

В свою очередь Александр Лукашенко заявил о полезности и важности визита американского политика, так как он является «одним из архитекторов современной политики США». Кроме того, как выразился белорусский лидер, он рад преодолению безосновательных недопониманий со стороны прошлых американских администраций.

Очевидно, политика США, кто бы персонально ни находился в Белом доме, направлена исключительно на собственные интересы. Американцы с позиции сильного вмешиваются в дела суверенных государств, стремясь менять неугодные режимы и политиков. И чем больше экономическая зависимость страны от США, тем более вероятно такое развитие событий. Опытный и прагматичный политик Лукашенко, попавший под американские санкции и давление ещё в те времена, когда российские лидеры были для Запада «ближайшими партнёрами», не может этого не понимать.

Сам Лукашенко неоднократно говорил, что его страна проводит разнонаправленную политику. Имея приоритет в строительстве Союзного государства, Минск намерен поддерживать хорошие и взаимовыгодные отношения и с Китаем, и с ЕС, и с Соединёнными Штатами.

Однако визит Помпео, особенно его заявления о готовности американских производителей на 100% обеспечить Белоруссию необходимой нефтью «по конкурентным ценам», действительно знак для России. И знак очень тревожный. Как можно говорить об успехах путинской внешней политики, если Россия последовательно теряет территории постсоветского пространства, жизненно важные для интересов нашего государства? А в Евразийском экономическом союзе больше противоречий, чем успехов интеграции.

Белоруссия – наш ключевой партнёр и союзник. Даже Помпео признал, что знает о длительной истории белорусско-российских отношений и «не говорит о выборе между Москвой и Вашингтоном». Но складывается впечатление, что именно Москва подталкивает Белоруссию к такому выбору.

Характерно, что США начали наводить мосты с Белоруссией в разгар очередной экономической войны, объявленной Москвой своему союзнику. На сей раз – нефтяной. А за 20 лет вроде бы строительства Союзного государства такие войны против Республики Беларусь велись неоднократно. Российские олигархи пытались за бесценок присвоить белорусские предприятия. При этом белорусов называли нахлебниками. А разного рода прокремлевские политологи с пренебрежением говорили, что Белоруссия-де должна войти в состав РФ на правах одной-двух областей. Между тем Лукашенко постоянно заявлял, что Республика Беларусь – суверенное государство и он как президент будет всеми силами отстаивать её независимость. Получается, в первую очередь от РФ, которая провалы в интеграции пытается прикрыть подобным шантажом.

Что касается нефтяной проблемы, то конфликт назрел ещё в прошлом году из-за так называемого «налогового манёвра», который вводит Россия. Из-за отсутствия контрактов Россия с 1 января прекратила поставлять нефть на оба белорусских НПЗ, а Минск приостановил экспорт нефтепродуктов. Через несколько дней поставки частично возобновились.

«Что касается газа: нас кинули – не вывели нас на равные цены. Что касается нефти: говорят, платите больше, чем поляки и немцы. Мы готовы и по 200 долларов газ покупать, и нефть покупать не по 63 доллара за баррель, а дороже. Главное, чтобы равные были условия. Если наши предприятия покупают за 200 долларов, значит, и конкурирующие предприятия должны иметь такую же цену…», – объявлял ситуацию белорусский президент.

Россия же в одностороннем порядке нарушила договорённости.

В итоге Белоруссия уже закупает нефть в Норвегии, что, впрочем, невыгодно, так как она на 130 долларов за тонну дороже российской. Нефть из США, с учётом транспортировки через Атлантику, будет ещё дороже. А главное, повторимся, опасна экономическая зависимость от США. Но что делать, если Россия не соблюдает договорённости?

С точки зрения геополитических интересов для России критически опасно потерять Белоруссию. А Вашингтон, безусловно, будет использовать любую возможность, чтобы взять под экономический и политический контроль эту территорию.

«Мы работаем на коммерческих условиях. Налоговый манёвр – это не инициатива нефтяных компаний Российской Федерации: мы такие же жертвы, как и белорусы, – заявил глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов.

Вот только ЛУКОЙЛ – никакая не жертва, а выгодоприобретатель. В результате манёвра действительно пострадает не только Беларусь: стоимость сырья для российских НПЗ (а значит, и для россиян) также существенно вырастет. А вот нефтяные олигархи получат очередные сверхдоходы.

Но «антипатриотом» российская пропаганда после приезда Помпео в Минск называет Лукашенко. Хотя Белоруссия, как и Россия, по сути, стала заложницей «разновекторных» интересов российских олигархов.